Сохрани жизнь: как астраханский кризисный центр помогает беременным женщинам не остаться на улице?
Открыть благотворительную организацию в регионе без финансовой поддержки, пожалуй, настоящая авантюра. Большое желание помогать нуждающимся есть, а вот ресурсов не хватает. В 2017 году в Астрахани открылся фонд «Елизаветинский», который решил помогать молодым мамам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. А совсем недавно – летом этого года – при фонде начал работать кризисный центр для женщин. Это не просто приют, основная цель организации – сделать все, чтобы молодые мамы вернулась к нормальной жизни.
Фото: Екатериана Дегтерева, МТРК «МИР»
«У нас нет ограничений по возрасту, национальности или вероисповеданию. Одно из основных условий – женщина должна знать, чего она хочет. У нее должен быть какой-то жизненный план.
Сегодня в приюте могут оставаться одновременно десять женщин. Это не отель, поэтому готовить, убирать, стирать женщины должны самостоятельно. Чаще всего посетительниц объединяет похожая история.
Фото: Екатериана Дегтерева, МТРК «МИР»
В центре не скрывают – для них важно, чтобы женщина сохранила ребенка. Очень часто работники фонда берут на себя функцию переговорщиков – налаживают отношения с родственниками, чтобы они помогали, а не осуждали.
«Кстати, в большинстве случаев родители принимают девушку с ребенком, чаще она сама просто боится вернуться. На этот случай у нас есть психолог и социальный работник. Мы налаживаем контакты с родственниками – у страха глаза больше, чем того требует ситуация. Тем более, когда ребенок уже родился, и девушка за ним ухаживает, почему бабушке не пересмотреть свое отношение?», – говорит Тулаев.
Фото: Екатериана Дегтерева, МТРК «МИР»
Так как приют начал работать совсем недавно, обустройство продолжается до сих пор. Где-то идет ремонт, какую-то мебель еще предстоит купить. Часть проектов удается реализовывать, благодаря участию в конкурсах на государственные гранты. А началось все с гуманитарного склада.
«Иной раз возможность получить одежду, обувь или продукты может помочь женщине сделать выбор в пользу рождения ребёнка. Этот склад был первым подразделением комплексного центра помощи, запустить проект удалось благодаря сотрудничеству с Социальным отделом Астраханской епархии», – объясняет координатор.
На складе абсолютно разная детская одежда, обувь, рюкзаки, белье, книги – все в хорошем состоянии. Обычно люди узнают о нем в соцсетях, но есть и своя база нуждающихся.
То, что для столичного кризисного центра – базовые траты, для астраханского – настоящая роскошь.
Фото предоставлено фондом «Елизаветинский»
«В регионе не просто этим заниматься, все упирается в финансирование. У нас же каждая копейка на счету: если мы ее куда-то тратим, на что-то другое ее уже не хватит. Коммунальные платежи тоже беда – остались долги от предыдущего хозяина», – говорит Тулаев.
К сожалению, попадаются и недобросовестные посетительницы. Поэтому сегодня, чтобы получить материальную помощь или место в кризисном центре, надо предоставить справку о получении каких-либо льгот или о статусе малоимущего.
НКО работает в тесном сотрудничестве с социальным отделом Астраханской Епархии, они организуют совместные проекты. Материальная помощь – это лишь одно из направлений. Например, заместитель руководителя социального отдела Астраханской Епархии Ксения Зыник по профессии детский психолог, она ведет проект «Малышкина комната». Мамы, которые не могут позволить себе детский сад или приезжают из ближайших сел в город по делам, могут оставить своих детей здесь абсолютно бесплатно.
«У нас есть детская комната кратковременного пребывания с 9 до 13 часов. Дети здесь просто так не сидят: занимаются с педагогами, рисуют, лепят, слушают сказки. Сложных детей мы не берем на постоянной основе, но тоже хотим им помогать. Например, у нас есть мальчик с аутизмом. Он не социализирован, но сам научился читать и играть на фортепиано», – говорит она.
Фото предоставлено фондом «Елизаветинский»
Ксения и Максим признают, что в регионах у детей с проблемами развития сложная судьба. Многие всю жизнь сидят в четырех стенах и не видят никого, кроме мамы или бабушки.
«В Советском Союзе даже слепоглухонемых могли доучить до высшего учебного заведения. Сейчас человек сразу на инвалидности, получает пенсию и все – в остальном он на обочине. У нас появился волонтер-психолог, которая проработала всю жизнь с детьми с ДЦП. Она будет организовывать встречи с молодыми людьми с этим диагнозом», – сказала Зыник.
В «Елизаветинском» есть волонтеры-психологи для взрослых и детей, логопед и даже юрист. Благодаря конкурсу Православной инициативы и Фонду президентских грантов удалось запустить Школу для беременных. Женщины, которые не могут позволить себе платные занятия и курсы, получают здесь необходимые навыки для будущей мамы. Планируется запустить круглосуточную бесплатную горячую линию психологической и юридической помощи.
По словам Максима Тулаева, он оказался в фонде абсолютно случайно – проникся историями женщин с трудной судьбой.
Люди обращаются за помощью в абсолютно разном состоянии, с некоторыми приходится очень сложно, но энергия компенсируется чувством, что день прожит не зря, объясняет собеседник «МИР 24».
«Скоро у нас в приюте женщина родит первого ребенка, я думаю, мы его подержим на руках и зарядимся энергией на следующие пять лет. У нас уже все предусмотрено для новорождённых», – говорит Тулаев.
Фото: Екатериана Дегтерева, МТРК «МИР»
Девушки часто приходят в растерянности. Они не знают, сохранить ребенка или сделать аборт. Когда кризисный этап пройден, женщины часто возвращаются, но уже в качестве волонтеров.
В городе также функционирует «Социальный центр кризисной реабилитации женщин» при Министерстве социального развития и труда Астраханской области, который оказывает помощь женщинам, оказавшимся в беде. Матери-одиночки имеют право на ежемесячные и одновременные платежи. Кроме того, женщина может получать льготы в виде уменьшенной величины налога на доходы физических лиц и разнообразные пособия, выдаваемые государством: во время беременности, при рождении малыша, в период декретного отпуска, а также выплаты на ребенка, который еще не перешел порог трехлетнего возраста. Помимо прочего, сотрудниц, являющихся матерями-одиночками невозможно сократить.