Сексизм и расизм на студии «Дисней»: за что ненавидят Уолта Диснея
28 октября отмечается Международный день анимации. Какую студию знают все жители Земли, от Европы до Канады? Конечно, это «Дисней», одна из старейших мультипликационных студий, чей путь начался еще в 1923 году благодаря братьям Уолту и Рою Диснеям. Микки Маус и Дональд Дак, рафинированные принцессы и поющие гномики – изнанка волшебного мира «Диснея» на самом деле довольно неприглядна. «МИР 24» вспоминает неудобные моменты из истории студии «Дисней» – империи в мире мультипликации, которой сегодня принадлежат Marvel Studios, Pixar, Lucasfilm и телеканал ABC.
Суровые порядки Уолта
За годы работы студии Дисней оставил массу не очень хороших впечатлений у своих сотрудников. Деньги он платил только за время, проведенное непосредственно за работой. Время, которое тратилось на туалет, чашку кофе и даже заточку карандашей, вычиталось. Говорят, что Дисней мог стоять над художниками с секундомером. Его авторитарная длань простиралась даже на личную жизнь сотрудников. Близкие отношения между ними не допускались. Мужчины должны были ходить в костюмах и галстуках, а женщины – в длинных неброских юбках и блузках с длинным рукавом.
В середине 1930-х Диснею пришла в голову свежая мысль снять полнометражный мультфильм. Многие восприняли ее скептически, думая, что зрителя не удержишь полуторачасовым мультиком. Создание «Белоснежки и семи гномов» продолжалось три года. Требовательность Диснея достигла апогея, художникам приходилось раз за разом переделывать один и тот же рисунок. Ситуация осложнялась тем, что сам Дисней персонажей не рисовал, а те, что предлагались сотрудниками, казались ему неудачными. Фазовщики и контуровщики работали сутками напролет, получая за это все те же 12 долларов в неделю и обещания премии, если фильм окажется успешным. «Белоснежка» имела огромный успех, однако премий сотрудники так и не увидели. Зато Дисней построил большую студию, в которой начал применять свои новые идеи в области организации труда.
Художники хотели признания студией «Дисней» гильдии и соблюдения ее положений. Забастовка длилась пять недель. За это время Уолт Дисней вышел к сотрудникам лишь однажды, чтобы сказать, чтобы те «лучше навели порядок у себя дома и перестали ворчать». В это время как раз шла работа над созданием «Дамбо», и дирекция, чтобы спасти проект, уговорила Диснея отправиться в отпуск, чтобы подписать договор с профсоюзом за его спиной.
Нельзя не упомянуть, что авторами многих легендарных персонажей «Диснея» были рядовые художники студии, чьи имена даже не упоминаются в титрах. Так, знаменитого Микки-Мауса создал главный аниматор студии Аб Айверкс.
Дисней против матерей (и вообще женщин)
Об отношении Диснея к женщинам осталось множество слухов. Якобы на своей жене Лилиан Боундс его вынудил жениться брат, и первое время после свадьбы он спал на раскладушке в своем кабинете. Якобы бил жену и не был рад известию о ее беременности. Якобы изменял ей всю жизнь направо и налево, однако достоверно все это не известно. Официальная информация говорит о том, что Дисней был примерным семьянином, что ребенка пара пыталась завести целых восемь лет (первые попытки закончились выкидышами), а после рождения родной дочери Диснеи удочерили приемную. Тем не менее некие странности в отношении к женщинам все-таки прослеживаются.
Исследователи заметили, что в мультфильмах студии «Дисней» часто отсутствует образ матери. Матери нет у Ариэль, Белль, Жасмин, Алладина, Золушки, Белоснежки и Бэмби. Конечно, сюжет про падчерицу, которую травит мачеха, очень распространен и в народных, и в авторских сказках (родные матери Белоснежки и Золушки действительно умерли, как и мать Бэмби в романе Феликса Зальтена). Однако сегодня «Диснея» обвиняют в эксплуатации этой темы в угоду удобству сюжета и слезовыжимательному эффекту.
В тех мультфильмах, где матери все-таки присутствуют, они крайне незаметны и неважны, как в «Спящей красавице» или «Короле Льве». Кроме того, исследователи обнаружили, что женские персонажи в мультиках «Диснея» редко получают поддержку от других женских персонажей.
ФОТО: DPA/TASS
Симпатии фюрера и расистский скандал
Диснея обвиняют в расизме и, в частности, антисемитизме и ставят в один ряд с Генри Фордом. Якобы глава студии анимации не брал на работу евреев и избегал общения с ними. Якобы до вступления США во Вторую мировую войну Дисней открыто симпатизировал нацистам, общался с Лени Рифеншталь (автором знаменитого «Триумфа воли») и помог организовать в Америке просмотры ее «Олимпии». А на Рождество 1937 года Геббельс подарил Гитлеру коллекцию мультфильмов о Микки Маусе. Однако утверждать точно, что Дисней был расистом, все-таки сложно, хоть в «Трех поросятах» действительно была сцена, в которой переодетый в еврея волк стучится в домик. Как бы то ни было, в 1943 году «Дисней» выпустил короткометражный антинацистский мультфильм «Лицо фюрера» из серии про Дональда Дака, который удостоился «Оскара».
Есть мнение, что компания Уолта Диснея, испытывавшая финансовые сложности из-за дорогостоящих и не всегда окупавшихся в прокате проектов, вообще хорошо заработала на войне. Дело в том, что в то время правительству США потребовались пропагандистские и учебные фильмы, и в эту работу активно включилась студия «Дисней». В честь мультфильма «Победа через мощь в воздухе» ВВС США даже назвали новую авиационную бомбу с ракетным ускорителем «бомбой Диснея». Одним из главных пропагандистов стал Дональд Дак, лично уничтожавший врага и напоминавший согражданам о необходимости вовремя платить налоги, чтобы у государства были деньги на борьбу с фашизмом.
Поскольку стать другом афроамериканцев у Уолта Диснея не получилось, он перенес премьеру в Атланту, где на тот момент еще действовали сегрегационные законы. Исполнителю роли дядюшки Римуса, правда, не удалось даже снять там номер в отеле, не то что появиться на премьере фильма о распевающем песни на фоне идиллических плантаций негре и его друзьях – белых детях и рисованном Братце Кролике. Критики обвинили картину в обилии клише, однако она хорошо окупилась в прокате и даже получила «Оскара» за лучшую песню.