Кузница юмора: КВН – 58 лет!
Россия – это в первую очередь страна юмора. Мало где еще можно встретить столь длительную и обширную традицию комедии. Начиная от скоморохов, которые были центральными фигурами на любых праздничных ярмарках, да и при дворе всегда являлись желанными гостями, заканчивая нашими днями, когда сайты с анекдотами удерживают лидерство по количеству посещений в рунете.
Юмор у нас был всегда, а вот настоящим толчком для реализации комедийных талантов стало развитие массового телевидения. Именно коробка «КВН-49», собиравшая у экранов целые семьи, стала тем великим проводником шуток более высокого уровня в массы. Читать – даже Михаила Зощенко – любили не все, попасть на выступление Аркадия Райкина было довольно сложно, а вот телеигру КВН, которую назвали в честь телевизора, а затем придумали расшифровку «Клуб веселых и находчивых», можно было посмотреть с минимальными затратами прямо у себя дома.
С тех пор КВН пережил множество ведущих и комиков, выпустил в свет целую плеяду звезд, и фактически создал новый жанр юмора. 8 ноября телеигре исполнилось 58 лет. «МИР 24» вспомнил историю «Клуба» и оценил его значимость для отечественной комедии.
От чехов советскому народу
После такого вступления хотелось бы написать, что в СССР первыми придумали формат развлекательной телевизионной игры. Но это не совсем так, советские граждане даже в соцблоке не были первыми. Сначала на чешском телевидении появилась передача «Гадай, гадай, гадальщик». Основная «фишка» была в интерактиве. Главными действующими лицами становились вовсе не ведущие на сцене, а зрители. Им задавали вопросы, а они по мере своих сил старались отвечать.
Журналист Сергей Муратов, увидев эту передачу в одной из командировок, загорелся желанием воплотить ее и на советском ТВ. В результате на Центральном телевидении появилась программа «Вечер веселых вопросов». Благодаря нашему особому отношению к юмору, формат быстро сменился на «веселые вопросы, на которые дают веселые ответы». А ведущие Никита Богословский и Маргарита Лифанова приучили зрителя к тому, что и они сами могут быть частью большой телевизионной комедии.
Но свято место пусто не бывает. Советское телевидение прожило четыре года без развлекательных программ и страдало от этого. Ни одна новая передача не могла побить рейтинги «Вечера веселых вопросов». Тогда Муратова попросили придумать еще одну, похожую программу, но с большим упором на молодежь. Тогда журналист и два его друга и разработали концепцию КВН. Идея простая: две команды соревнуются друг с другом в юморе. Они поочередно выходят на сцену и показывают заготовленные номера. Кто показался жюри наиболее смешным, тот и победил. Новую передачу запустили 8 ноября 1961 года, это и стало датой рождения «Клуба».
Сквозь цензуру и запреты
Вставший в сетке на место «Вечера веселых вопросов» КВН также моментально завоевал зрительскую любовь. Ну как не восхититься юными и действительно веселыми и находчивыми студентами, которые шутят смешно и – по меркам советского телевидения – довольно остро. Сначала постоянного ведущего у программы не было. Она сменила несколько приглашенных звезд, каждая из которых не особо устраивала создателей. Наталья Фатеева, Александр Белявский, Олег Даль, Олег Борисов, Наталья Защипина – на некоторых из них вообще приходился всего один выпуск. Чуть подольше задержался Альберт Аксельрод – один из авторов передачи. Однако в 1964 году первоначальная творческая группа покинула производство телеверсии игры.
Тем временем авторы передачи в 1965 году выпустили книгу, которая так и называлась: «Клуб веселых и находчивых». В ней подробно описывались правила КВН, а участникам давали прикладные советы, как лучше готовиться к выступлениям и писать шутки. По сути, это был первый в отечественной истории учебник юмора. Он проник во все уголки СССР, и всего через несколько лет буквально в каждом поселке была своя команда. КВН стал национальным советским спортом, причем с очень подробным устройством и системой лиг: по сути, даже из дальнего рабочего поселка на Алтае команда могла добраться до телевизионной версии. Если шутят хорошо.
Но вскоре КВН заинтересовались спецслужбы. Программу еще с середины 60-х тихо ненавидели в кабинетах ЦТ и в партии, а градус и не думал спадать. Студенты почувствовали, что им можно многое, поэтому вообще перестали ограничивать себя самоцензурой. Шутили про ужасный советский автопром, про смешные кукурузные кампании, даже про Владимира Ильича Ленина! Такого в ЦК допустить не могли. В 1968 году программа ушла из прямого эфира, ее выпускали в записи, сильно порезав все спорные, по мнению цензоров, куски. А к 70-м годам градус абсурда повысился до невыносимого: всех КВН-щиков заставили сбрить бороды. В партии посчитали, что волосы на лице – это карикатура на Карла Маркса.
В 1972 году вышел последний выпуск передачи. КВН официально был закрыт без права на реабилитацию.
Возрождение и международный успех
Но, как и многие другие важные культурные вехи, КВН решили вернуть во времена Перестройки. В 1986 году на ЦТ пришли с идеей вновь попробовать запустить столь полюбившуюся зрителям игру. Назад позвали даже Маслякова, которого за минувшие 15 лет успели даже выгнать с телевидения за валютные махинации, но затем все же вернули. Все-таки либерализация. Светлана Жильцова возвращаться в передачу отказалась.
КВН не только вновь вернул былую популярность, но и стал настоящим символом того времени. Конкурентами Маслякова на ТВ были Регина Дубовицкая, Владимир Винокур и Евгений Петросян. Понятно, что молодежь легко отказывалась от эстрадного чтения шуток в микрофон в пользу веселой борьбы студентов, которые легко высмеивали действительность и находили новые грани юмора.
В 1990 году КВН полностью перешел в безраздельное властвование Маслякова. Он организовал компанию «АМиК» («Александр Масляков и компания»), которое и по сей день занимается производством игры. Вот уже 30 лет с тех пор многолетний ведущий полностью управляет всей структурой «Клуба».
При этом Масляков не слукавит, если скажет, что весь современный российский телевизионный юмор вырос из КВН. Просто следите за фамилиями: Валдис Пельш, Алексей Кортнев, Татьяна Лазарева, Андрей Бочаров, Александр Пушной, Гарик Мартиросян, Сергей Светлаков, Михаил Галустян, Вадим Галыгин, Дмитрий Хрусталев, Семен Слепаков, Александр Гудков и даже Владимир Зеленский. Все они появлялись в телеэфирах «Клуба». И если даже комик не появлялся на сцене «большого» КВН, то он наверняка пробовал свои силы в школьных или студенческих лигах.
Несмотря на все скандалы, появление в последние годы строго политизированного и одностороннего юмора, «Клуб веселых и находчивых» до сих пор остается уникальной страницей в истории отечественной комедии. У нас любят смеяться и на самом деле еще больше любят шутить. Система, выстроенная Муратовым и Масляковым, до сих пор позволяет юным артистам проверить свои силы, опробовать материал и получить мощный толчок в шоу-бизнес. Можно много за что критиковать КВН, но это все еще главная кузница российского юмора.