Столп латиноамериканского социализма: как Моралес изменил Боливию
В Боливии произошел военный переворот. Президент Эво Моралес ушел в отставку и бежал в Мексику. Он первый в истории страны этнический индеец, который занял высший пост государства. Его называли одним из столпов современного латиноамериканского социализма. Всю неделю за событиями в Боливии следил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
«Братья и сестры, я посоветовался с моими друзьями из профсоюзов и представителями католической церкви. Я ухожу с поста президента», – заявил Эво Моралес.
Он ушел, но мир в стране так и не наступил. Пока одни выходят на улицы, чтобы заявить о радости победы, другие на соседних улицах громят тех, кто объявил себя новой властью.
«Сегодня ликует вся Боливия! Мы наконец-то свергли диктатора и покончили с эпохой террора», – сказал местный житель.
«Они выгнали человека, который заботился о нас, о самых бедных. О тех, которые гнут спину день изо дня», – считает жительница Ла-Паса Татьяна Флоренс.
Настоящий индеец из народа аймара, сын бедных крестьян, мясо видел только по праздникам. В истории Боливии – первый представитель коренного населения, который смог стать президентом. Тогда, в 2005-м, победил безоговорочно в первом туре. Это было сродни революции. Моралес с самого начала объявил: он ведет страну к социализму и строит государство, в котором все будут равны.
За 200-летнюю историю независимости Боливии индейцы были бесправными почти полтора века: голосовать им разрешили только в 1952-м. Но и после этого расизм не был побежден. Как и во многих странах Америки, индейцев унижали, не давали работы, а порой просто убивали. Относительно безопасно они чувствовали себя в горах. Все, что им оставалось делать, – обрабатывать землю. Недра им тоже были недоступны. Газ, олово, литий и другие полезные ископаемые добывали иностранные корпорации. Моралес негодовал.
Но главным национальным достоянием Моралес считал коку. В молодости он и сам трудился на плантациях, собирая листья, и даже возглавлял профсоюз производителей коки, а потому видел в этом растении прежде всего не источник кокаина, а часть традиционной индейской культуры.
«Они ее жевали тысячелетиями. Это такой тонизирующий напиток. В Боливии вы приходите в гости в любой дом и даже в посольство, а вам говорят: вы что будете пить - чай, кофе, коку?» – добавил Збигнев Ивановский.
Моралес легализовал производство коки и призывал мир брать пример. Для большей убедительности жевал коку прямо на трибуне ООН.
Харизматичный Эво оказался эффективным менеджером. Экономика росла примерно на 5% в год. Число бедных за 14 лет его правления сократилось вдвое, ВВП на душу населения вырос в 3,5 раза. Почти полностью была ликвидирована неграмотность.
Он обвинял США в империализме и дружил с единомышленниками - лидерами Кубы, Венесуэлы, Эквадора. Боливия вступила в Боливарианский альянс, но находила союзников и на других континентах. Моралес очень дорожил связями с Россией. Часто бывал в Москве, последний раз – в июле. Открыл в Боливию дорогу российскому бизнесу.
На волне успехов Моралес меняет Конституцию. Избираться президентом можно только два срока подряд, но первый срок Моралесу не засчитывают. Он идет на второй и третий, а затем собирается на четвертый. Для нового изменения Конституции проводит референдум. Народ инициативу не поддерживает. Тогда Моралес обращается в Конституционный суд и получает разрешение баллотироваться.
Выборы 20 октября проходят под гул демонстраций. Моралес лидирует, но голосов недостаточно для победы в первом туре. Тогда подсчет останавливают на сутки. В результате Моралес – президент. Улица отвечает погромами. Желая остаться честным, Моралес обращается в Организацию американских государств, просит о независимой проверке, но вердикт снова выносится не в его пользу.
«Голосование сопровождалось многочисленными фальсификациями, которые повлияли на результат. Это подтвердили проверки, которые мы провели», – заявил представитель Канады в ОАГ Хью Эдсетт.
Президент соглашается на новые выборы, но точка невозврата уже пройдена. Страна на пороге гражданской войны. Ухода Моралеса требуют не только оппозиционеры, но и армия.
В тот же день, не дожидаясь окончания нынешнего срока, Моралес объявляет об отставке. Поначалу он скрывается у производителей коки. Первую ночь спит на полу под навесом, а вскоре улетает в Мексику, где ему предоставили политическое убежище.
«Пока я жив, я не уйду из политики. Так что борьба будет продолжена!» – подчеркнул Моралес.
Американский президент Трамп назвал отставку Моралеса «важным событием» и переворот в Боливии признал одним из первых. Вслед за Моралесом уходят вице-президент, спикеры Сената и Палаты депутатов. Власть переходит ко второму вице-спикеру Сената - ярой противнице Моралеса Жанин Аньес.
Впрочем, и ее, пусть и временное президентство, началось с нарушений. «Да, она может быть, но ее парламент должен утвердить, а ее никто не утверждал», – заметил политолог Николай Платошкин.
Большинство в парламенте – у партии Моралеса (МАС). Но в день голосования по кандидатуре Аньес депутаты на заседание не явились. Это не помешало 52-летней юристке из богатого департамента утвердить себя в роли главы государства.
Уже на следующий день она назначила нового командующего армией, пообещала провести честные выборы, но при этом не пустить на них лидеров партии МАС, тем более самого Моралеса.
В народе уже раздаются призывы бороться с хунтой. За последние несколько дней по всей стране задержаны десятки сторонников прежней власти. Полиция проводит рейды в кварталах бедняков и разгоняет митинги. Жертвами столкновений стали уже как минимум пять человек.
Боливия движется новым курсом: она покинула Боливарианский альянс и решила выслать венесуэльских дипломатов. Разрывая эти связи, новые правители дают понять: возврата к прежнему строю не будет.