Армянский коньяк – самый вывозимый продукт из Армении. Ежегодно в Армении производится свыше 10 миллионов литров этого напитка и 90% вывозится в страны СНГ, США, Индию, Китай и т.д. Армянский коньяк – это не просто бренд страны, это ее культурное наследие, история.
Как появился армянский коньяк
Археологические находки свидетельствуют, что традиции армянского виноделия зародились еще 6 тысяч лет назад. Самую древнюю винодельню нашли в пещерах Арени в Вайоцдзорской области. Однако первый коньячный завод появился в Армении в 1887 году, когда купец первой гильдии Нерсес Таирян привез в Армению шарантский аппарат из Франции и стал производить коньяк. Через 12 лет предприятие выкупила российская компания «Шустов и сыновья». Господин Шустов не жалел ни сил, ни инвестиций, и к началу Первой мировой войны было уже пятнадцать коньячных заводов. В качестве сырья использовали местные автохтонные сорта винограда – Кангун, Воскеат, Мсхали, Гаран дмак, Чилар и многие другие. Управляющий получил образование во Франции, оттуда же привезли и бочки для выдержки.
Именно благодаря Шустову армянский бренди получил право именоваться коньяком. В 1900 году молодой предприниматель отправил напиток на Парижскую выставку, и при слепом тестировании именно этот образец был признан лучшим. Французы так удивились, что Гран-при получил не французский коньяк, а его армянский аналог, что разрешили Шустову использовать оригинальное название «Коньяк» на этикетке. Так появился Армянский коньяк.
Гуру маркетинга
Окрыленный этой победой, Николай Шустов пошел еще дальше. Он нанял молодых и перспективных молодых людей, дал им прекрасное европейское образование и отправил с особой миссией в столицы мира – Париж, Лондон, Нью-Йорк. В престижных ресторанах молодые люди подходили к барным стойкам и требовали армянский коньяк.
«Как, у вас нет армянского коньяка?» – возмущались они. Бармены Европы и Америки тогда и не слышали об армянском коньяке. Но на всякий случай навели справки и закупили пару-тройку ящиков этого алкоголя. Так, шаг за шагом армянский коньяк распробовали, полюбили и стали покупать.
Где правда, а где вымысел
Гаванские сигары, армянский коньяк и никакого спорта – вот рецепт счастливой жизни от британского государственного деятеля Уинстона Черчилля. Этот напиток имел статус дипломатического и присутствовал на столах во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Армянский коньяк не только побывал в космосе с известным космонавтом Юрием Гагариным, он был любимым алкогольным напитком Агаты Кристи, Максима Горького и Фрэнка Синатры. Его под именем «Шустовский коньяк» регулярно вкушал последний император Николай, закусывая ломтиком лимона, обмакнутым в сахарную пудру.
В советское время его называли «профессорским» в отличие от народной водки. Коньяк из Армении считался напитком престижным и изысканным, даже философским, в то время как водка имела иную репутацию. В советский период граждане СССР не имели ни средств, ни возможности купить французский подлинник. После 90-ых, когда границы открылись и на прилавках появились настоящие коньяки, армянский коньяк не утратил позиций, и это доказывает высокое качество.
И сегодня самые верные покупатели коньяка – страны СНГ. Ежегодно в Армении производится около 10 миллионов литров этого напитка и 90% вывозится в Россию, страны Содружества, Европу и США.
Почему Армянский коньяк стали называть Арбуном или просто бренди?
Термин «армянский коньяк» звучит оксюмороном, то есть сопоставлением несопоставимого, как «Советское Шампанское». Ведь коньяком может называться только напиток, который был произведен во французском поместье Коньяк. Для того, чтобы избежать географической двусмысленности и правовых проблем, правительство Армении в 2010 году ввело название «Арбун», которое дословно переводится как «пьянящий». Однако в странах Содружества название не прижилось и граждане СНГ по старинке называют армянский бренди коньяком.
Технология производства
Единый стандарт напитка утвержден в 1999 году, и одно из основных требований – бренди должен быть изготовлен из местных сортов винограда, таких как Кангун, Воскеат, Мсхали, Гаран дмак, Чилар. Всего – свыше 20 технических и столовых сортов. И это даже прописано в законе «Об алкогольных напитках, произведённых на основе виноградного сырья». Технический сорт Кангун переводится как «Стойкий». И действительно, он выдерживает даже сильные весенние заморозки и дает неизменно хороший урожай. Сорт Воскеат, который переводится как «Золотой», несколько веков назад на самом деле был золотым, ведь для виноградарей он служил обменной монетой. Корзину Воскеата обменивали на продукты питания и товары первой необходимости. Столовый сорт Мсхали вырастить нелегко. Автохтонные сорта винограда очень подвержены различным болезням, поэтому требуют от фермера максимум усилий. Зато к середине октября можно получить нежнейшие круглые ягоды с тончайшей кожурой, которая тает во рту. Именно использование Мсхали придает армянскому коньяку неповторимый мягкий вкус.
Нигде в мире больше нет виноградников, которые растут при трехстах солнечных днях в году. При этом в Армении континентальный, а нередко и резко-континентальный климат, когда днем жарко, а ночью – холодно, разница температур – свыше 20 градусов. Зимой виноградники зарывают в землю, чтобы лоза не замерзла. Период созревания винограда необычайно короткий, но это создает свою концентрацию ароматических веществ и сахара.
Араратская долина – вулканического происхождения, поэтому на территории в 10 гектаров можно обнаружить несколько совершенно разных видов почв, а всего их – около 30 типов, и этот факт тоже влияет на качество винограда.
Крепость армянского коньяка не может быть ниже 40 градусов. Из собранного винограда сбраживают вино, полученное сырье дистиллируют в перегонном кубе шаранского типа (аламбике). По этой технологии в Армении работают несколько десятков предприятий по производству коньяка. В основном они находятся в Араратской, Армавирской, Вайоцдзорской, Арагацотнской областях. Есть коньячное производство и в Котайкской области. Главный винодел Тигран Вирабян считает, что секрет неповторимого вкуса Армянского коньяка в местных сортах винограда. Виноград в Котайке не выращивается, его производители закупают у фермеров с Араратской долины.
Благодаря дубовой бочке получается цвет – от светло-золотистого до темно-золотистого. Французы не используют никаких ароматизаторов, в Армении также придерживаются этого принципа. После выдержки спирты смешивают (у каждого производителя свои секретные пропорции), разбавляют родниковой водой, слегка подкрашивают жженой патокой, чтобы напиток приобрел благородный каштанового-янтарный цвет.
Музеи на коньячных заводах Армении пользуются большой популярностью среди туристов. В горячий сезон нужно забронировать места в дегустационном зале на месяц вперед. Именно поэтому инвесторы охотно вкладываются в этот бизнес. Губернатор Котайкской области Романос Петросян рассказал, что неподалеку от города Абовян, буквально в 20 километрах от Еревана открывается новое производство, где также будут принимать туристов.
«Мы сейчас работаем с новыми инвесторами, которые уже в марте следующего года откроют новый коньячный завод. На его территории будет действовать музей, дегустационные залы, рестораны. Это будет целый комплекс, который привлечет туристов», – рассказывает Романос Петросян.
Доля ангелов
Посетив однажды коньячный завод, вы навсегда запомните этот тонкий и незабываемый запах «доли ангелов». Армянский коньяк – это легенда, это культурное и историческое наследие нескольких поколений армян. Владелец одного из коньячных производств Армении Айк Шахназарян рассказал, что у напитка есть множество секретов, но самый главный – это бочка, в которой и происходит волшебство. В результате этого волшебства напиток приобретает различные ароматы – ванильный, шоколадный и даже табачный.
Помещение, где хранятся бочки, не отапливается, а летом не охлаждается, это и делает запах внутри таким волшебным.
Бочки из дуба собирают армянские мастера, это своеобразный домик для коньяка, где он проведет от 3 до 20 лет. Дуб должен быть не моложе 100 лет, в процессе изготовления бочки бондари оставляют бревна на свежем воздухе полтора года. И только после этого бондарь подбирает 36 клепок, которые идеально подходят друг к другу. Самый старый спирт, который хранится на одном из заводов Еревана, это спирт 1902 года. Его до сих пор используют для купажирования выдержанных коньяков.