Под знаком атома: как живут города Кыргызстана, где остался урановый след
Еще семь лет назад Мин-куш считался поселком городского типа, но потом ему вернули статус села. Это Нарынская область Кыргызстана. Стабильный заработок тут только у работников гособъектов и тех, кто держит скотину. Когда-то тут проживало больше десяти тысяч человек, но сегодня это число едва ли дотягивает до тысячи. Под знаком атома жить смогли немногие…
Каждый день после обеда заведующий соматическим отделением Олег Некрытов выходит из своего кабинета и отправляется к аппарату УЗИ. Пришлось освоить и его, когда некому стало за ним работать. Если потребуется, заведующий соматическим отделением и роды принять сможет. В единственной больнице города Мин-куш сегодня работает всего пять человек. Поэтому другого выхода просто нет. Операциями Олега Некрытова тоже не напугаешь. По профессии он – анестезиолог.
Коллеги и пациенты Некрытова уезжать из родного города стали в начале 90-х, после того как закрылся завод по добыче урановой руды. Предприятия попытались перепрофилировать. Начался выпуск гектографов, механических карандашей, фломастеров, шариковых ручек и пишущих стержней. Но без главного локомотива города – уранового производства, дело не пошло. Тысячи людей остались без работы.
А еще люди боялись за свое здоровье: все-таки, урановые отходы, радиация…
«Я специально поднимал статистику и сравнивал показатели смертности в нашем поселке. На первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, онкология стоит только на четвертом месте. Если бы тут было опасно жить, онкология была бы впереди», – рассказывает Олег Некрытов.
К детским садам и школам, несмотря на все трудности, отношение здесь особое. Несмотря на отдаленность от центра, за социальными объектами тут следят – ежегодно выделяют деньги на ремонт. Помогают и международные организации.
Но к самым важным ремонтным работам только предстоит приступить. Ждут их прежде всего хвостохранилища, которые находятся выше поселка. Рядом с отвалами, где хранятся тонны урановых отходов, протекает река Нарын. Дальше она впадает в Сырдарью, которая течет по всей Ферганской долине. Во избежание экологической катастрофы их хотят рекультивировать.
Разговоры об экологической катастрофе учитель истории Андрей Баширов слышит с детства. Он живет уже в другой области Кыргызстана. История его города схожа с историей Мин-куша. В Майли Суу велась самая масштабная добыча и переработка урана в стране.
Сегодня люди просто закрывают свои дома и уезжают. И его не раз звали в столицу по работе. Но мужчина уезжать никуда не собирается. Говорит, работы для учителя в его родном крае более чем достаточно.
«У нас шесть школ и три колледжа. Такой, в общем-то, студенческий город. В каждом колледже учится по 600 человек, а это более 1200 студентов в городе», – делится Андрей Баширов.
Несколько лет назад он вместе со своими учениками сделали интересное открытие. Однажды дети принесли на урок найденные в окрестностях города обломки керамической посуды и монеты. Учитель истории, учившийся на кафедре археологии, определил, что узоры на них относятся к VIII- XII векам. С того дня он стал внимательно изучать находки и разбираться в истории своего родного края.
Несколько лет назад в Майли Суу с помощью доноров провели рекультивацию одного из самых опасных хвостохранилищ. Теперь один из урановых отвалов тщательно спрятан. Остается найти деньги и перезахоронить еще более 20 хвостов.
После уроков в школе Андрея Баширова ждут хлопоты в огороде. Тут у него и перчики с огурцами по грядкам рассажены, и своя хурма со сливой спеют, и настоящий виноградник есть.
Учитель истории подчеркивает, что на качество продукции жалоб ни разу не поступало. Да и сам он, всю жизнь проживший рядом с урановыми хвостохранилищами, на здоровье не жалуется. По рассказам Баширова, в его доме сотрудники МЧС в прошлом году устанавливали специальные датчики контроля за уровнем радиации. Превышения показателей они так и не зафиксировали.
А Олег Некрытов из Мин-Куша своей прибавкой к зарплате сделал пчелиный бизнес. Ежегодно пасека Некрытова обеспечивает своего хозяина тонной меда. Урожай распродается в считанные дни. У врача-бизнесмена на будущее есть еще несколько амбициозных планов:
В Центральной Азии сегодня насчитывается семь опасных урановых хвостохранилищ. Три из них находятся на территории Кыргызстана. Специалисты не скрывают, проблема действительно есть. И ее решение сводится к одному – нужны деньги на рекультивацию. А это более 100 миллионов долларов.
Фото: Юлия Коновалова