Главному мушкетеру страны – 70: самое интересное о Михаиле Боярском
Сегодня, 26 декабря, Народному артисту России, главному мушкетеру советского экрана Михаилу Боярскому исполняется 70 лет. Наверное, в нашей стране нет ни одного взрослого человека, кому надо было бы объяснять, кто такой Михаил Боярский. Созданные им яркие кинематографические образы сделали актера любимцем нескольких поколений зрителей. Это не только великолепный Д'Артаньян, но и Теодоро из «Собаки на сене», и Черный Джек из «Человека с бульвара Капуцинов», и Дон Сезар де Базан, и Де Брильи из «Гардемаринов», и многие другие гениальные роли юбиляра.
Самый знаменитый из династии Боярских
Михаил Боярский – потомственный ленинградец, продолжатель большой актерской династии Боярских, начавшейся еще с его бабушки по отцу – Екатерины Бояновской-Боярской. Дворянка, выпускница Смольного института, она была звездой народного театра. Против воли своего отца, ревизора и одного из самых богатых людей Санкт-Петербурга, она без приданного вышла замуж за семинариста, который стал впоследствии настоятелем Исаакиевского собора. В этом браке родились четыре сына, трое из которых стали артистами.
К тому времени, как в 1949 году появился на свет Михаил Боярский, его отец Сергей и дядя Николай Боярские были ведущими актерами театра имени Комиссаржевской. Там же играли его мать Екатерина Мелентьева-Боярская и тетя, народная артистка РСФСР Лидия Штыкан.
Находясь в таком плотном окружении родственников-актеров, Михаил Боярский просто не мог с детства не думать о сцене! Родители противились его выбору: они надеялись, что сын станет профессиональным музыкантом. С четырех лет ему наняли учителя музыки, а в семь – отдали в музыкальную школу при консерватории по классу фортепиано. В детстве его усиленно водили по выставкам и галереям, приобщали к культуре и искусству, однако центром его детской жизни был все же двор и компания друзей-мальчишек, с которыми Михаил часто убегал на вокзал, где они залезали на крыши вагонов или катались в багажных тележках.
Потом семье вместо комнаты в коммуналке дали новую квартиру, и подростковые годы будущего актера прошли в совсем другом районе. Там его ровесники и парни постарше собирались в полукриминальные компании, пугали прохожих или затевали кровавые разборки друг с другом. От их влияния Боярского отчасти спасало то, что он уже умел быть независимым. А также то, что подросток был очень занят в двух школах – общеобразовательной и музыкальной.
Покорил приемную комиссию песней
Еще в школьные годы Михаил Боярский дебютировал в кино: снялся в короткометражном фильме «Осторожно, спички». Также он самостоятельно научился играть на гитаре, которая нравилась ему куда больше, чем фортепиано. В юности он был настоящим битломаном, а в 1969 году, уже учась в институте, даже играл и пел в составе популярной в то время ленинградской рок-группы «Кочевники».
Фото: ТАСС / Белинский Юрий
После окончания школы Михаил решил поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Отчаявшись отговорить сына от актерской карьеры, родители предупредили его, чтобы на их помощь юноша не рассчитывал. Тем не менее, он и сам успешно сдал вступительные экзамены. Правда, поначалу он не произвел должного впечатления на приемную комиссию. Почувствовав это, юноша прекратил серьезное выступление: спел под гитару шутливую песенку, а закончил выступление зажигательным танцем. И комиссия не устояла перед обаянием юного Михаила Боярского! Его зачислили в институт, где он стал одним из самых заметных и успешных студентов.
В 1972 году после окончания ВУЗа начинающий актер был принят в труппу Ленинградского государственного драматического театра им. Ленсовета. Свою театральную карьеру он начал с маленькой роли студента в спектакле «Преступление и наказание». Такими же эпизодическими были и его ранние работы в кино.
Трубадур и его принцесса
Первую заметную роль Михаил Боярский сыграл уже после того, как отслужил в армии. Служил он в музыкальном взводе пулеметно-артиллерийского полка, который дислоцировался в Ленинградской области. Это было необычайно насыщенное время для Боярского. Он уже встретил к тому времени свою будущую жену Ларису Луппиан, которая была актрисой того же театра, и мог, по его собственному признанию, «ночью убежать из армии и прийти к ней, встретить ее после спектакля с шампанским и бокалами на подносе». А потом, конечно, получал наказание за самоволку.
Первая известность пришла к Боярскому в 1975 году, когда на экраны вышел двухсерийный телефильм «Старший сын», где он сыграл одну из главных ролей – Сильвы. Вместе с ним в этом фильме снимались Евгений Леонов и Николай Караченцов. После выхода этой картины о Боярском заговорили как о многогранном и перспективном молодом актере.
После первого успеха в кино он стал получать интересные роли и в театре. Так, ему досталась главная роль в мюзикле «Трубадур и его друзья». Принцессу в этом спектакле играла юная красавица Лариса Луппиан, в которую Боярский был страстно влюблен. Молодые люди долго скрывали свои отношения, так как руководство театра не приветствовало романы в труппе. Даже когда они начали жить вместе в 13-метровой комнате, выделенной Ларисе театром, то еще некоторое время делали вид, что они вовсе не пара. Боярский рассказывал, что он трогательно ухаживал за любимой, обожал удивлять ее и восхищать. Он мог забраться в окно или неожиданно приехать в тот город, где она находилась на гастролях, и внезапно возникнуть на пороге с охапкой цветов. Они поженились через четыре года после первой встречи и прожили вместе 42 года. У Боярских двое взрослых детей и четверо внуков.
Когда к Михаилу Боярскому пришел громкий успех, его жене пришлось выработать в себе настоящее олимпийское спокойствие. Ведь поклонницы буквально охотились за ее красавцем-мужем. Как признавался в интервью сам актер, доходило до абсурда. «Ларка, конечно, могла закатывать скандалы, когда приходило письмо: «У меня от вас ребенок». Но когда таких писем 300! В общем, алиби полное», – смеялся он.
Главный мушкетер отечественного кино
Необычайно яркой карьере Боярского в кино можно только позавидовать. Вслед за ролью в «Старшем сыне» последовала работа в музыкальной комедии «Собака на сене», а затем – съемки в культовом фильме «Д'Артаньян и три мушкетера». Изначально режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич видел Боярского в роли Рошфора, потом предложил ему на выбор играть Атоса или Арамиса. Главную роль, по его мнению, должен был сыграть Александр Абдулов. Но на пробах яркий темперамент, харизма и музыкальность Боярского буквально покорили режиссера. К тому же за кандидатуру Боярского очень агитировал композитор Максим Дунаевский. В результате Боярский получил эту поистине звездную роль, которая сделала его любимцем миллионов телезрителей.
Фото: ТАСС / Песляк Владимир
Малоизвестный факт: вместе с Боярским в «Мушкетерах» снималась его мама, актриса Екатерина Мелентьева-Боярская. Ее специально попросили сняться в небольшой эпизодической роли – для того, чтобы она была поблизости и присмотрела за своим талантливым сыном. Режиссер подозревал, что с этим молодым шалопаем он еще хлебнет горя, и подстраховался, чтобы тот точно не пил и не опаздывал на съемки.
После этой роли Боярский стал одним из самых востребованных актеров отечественного кино. Режиссеры выстраивались в очередь, чтобы снять его в своих фильмах. Только до 1990 года он снялся еще в 30 картинах, в том числе в мюзикле «Дон Сезар де Базан», популярной музыкальной комедии «Сватовство гусара» и первом фильме о гардемаринах «Гардемарины, вперед!». Актер сыграл там яркие роли, а позже снялся еще и во всех продолжениях «Мушкетеров» и «Гардемаринов».
Серый волк и трусливый лев
Михаил Боярский – один из самых поющих актеров отечественного театра и кино. Во многих фильмах он исполнил песни, которые впоследствии стали шлягерами. Боярский не только пел на экране, но и активно выступал на эстраде. Актер записал за время своей карьеры более 600 песен, в том числе для виниловых пластинок и сольных компакт-дисков. Он успешно сотрудничал с композиторами Максимом Дунаевским, Виктором Резниковым и Леонидом Дербеневым.
В его активе также множество озвученных отечественных и дублированных зарубежных мультфильмов. Его голосом говорит Трусливый Лев из «Приключений в Изумрудном городе», Король в «Новых бременских», волк в серии мультфильмов «Иван Царевич и Серый волк» и многие другие колоритные персонажи. Его уникальный тембр голоса сразу узнаваем.
Боярский долгое время снимался в среднем в 3-5 фильмах в год и участвовал во множестве других проектов. Тем не менее он все эти годы не переставал играть и на театральной сцене. В театре Боярскому всегда доставались роли смельчаков и авантюристов, мужественных и романтичных героев, а иногда – и роли проходимцев. Если на сцене Боярский, зал всегда был полон, а билетов – не достать. Среди его театральных работ ведущие роли в главных постановках театра имени Ленсовета. В том числе в спектаклях «Дульсинея Тобосская», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Рояль в открытом море» и «Спешите творить добро».
Собирается ли Боярский покинуть сцену
Из театра имени Ленсовета Боярский уволился в 1986 году – принципиально, когда сменилось руководство и из театра уволили прекрасную актрису, его давнюю приятельницу и партнершу Алису Фрейндлих. После этого он два года играл в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, а затем создал собственный театр «Бенефис», который просуществовал до 2007 года. В 2009 году Боярский вернулся в театр имени Ленсовета и играет там до сих пор.
Фото: ТАСС / Демьянчук Александр
Правда, в последнее время актер несколько раз заявлял, в том числе и в кадре, что собирается уйти на покой, но потом сам же отрицал это. Также он говорил, что хочет, наконец, посвятить время своей семье и воспитанию внуков. У него их четверо. Две внучки от сына Сергея уже выросли, а вот двое внуков от дочери, успешной актрисы Елизаветы Боярской – еще малыши. Младшему из них всего полтора года, а старший ходит в первый класс. На их-то воспитании и собирался сосредоточиться главный мушкетер отечественного кино. Впрочем, коллеги по цеху утверждают, что Михаил Боярский ни за что не усидит дома. К тому же, несмотря на свой возраст, он в прекрасной форме и его востребованности в самых разных проектах можно только позавидовать.