Летающие вареники и 15 кусков пирога: как снимались сцены застолий в советских фильмах
В воскресенье, 29 декабря, на телеканале «МИР» стартует программа «Андрей Макаревич. Кино со вкусом». Новогодний выпуск будет посвящен блюдам из картины «Ирония судьбы, или С легким паром!». Гости программы поделятся воспоминаниями о курьезах, которые произошли на съемках. «МИР 24» рассказывает несколько историй, связанных со съемками застолий в советском кино.
«Иван Васильевич меняет профессию» и слишком дорогой банкет
«За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» – резонно задается вопросом самозванец Бунша. Сцена царского пира в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» дорого обошлась самому Леониду Гайдаю. После начала съемок режиссер захотел, чтобы все яства, появляющиеся на столах, были настоящими, а не бутафорскими. Но такая статья расходов не была заложена в бюджет! Тогда Гайдай решил платить за все сам. Банкет с черной и красной икрой, жареными поросятами и дефицитным осетром обошелся ему в 200 рублей. Самое печальное, что полностью готовую сцену пришлось переснимать, когда на столе заметили забытую кем-то бутылку «Боржоми»...
«Женитьба Бальзаминова» и безжалостное чаепитие
Режиссер Константин Воинов снимал комедию очень придирчиво, некоторые сцены актерам приходилось повторять десятки раз. Одной из таких злополучных сцен для Нонны Мордюковой и Георгия Вицина стала сцена поцелуя во время чаепития. Жара, костюмы, грим, и вот уже в 20-й раз Мордюкова впечатывает поцелуй в губы покорного Бальзаминова, страстно вжимая его в забор. Актриса все не могла понять, чего от нее хочет режиссер, и на 29-й раз решила просто полностью скопировать интонации Воинова, когда он объяснял ей, как надо играть. Этот дубль режиссера, наконец, удовлетворил.
В том же эпизоде сваха, которую играла Лидия Смирнова, с удовольствием уплетает пирог с повидлом. Этот пирог актрисе пришлось есть 15 дублей, до тошноты. Смирнова и Воинов больше 30 лет были любовниками, что не было секретом ни для кого, однако это не спасло актрису от экзекуции. «Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог, и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его все полностью устроило», – делилась воспоминаниями Смирнова.
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
«Кавказская пленница» и непьющий Вицин
Помните сцену, где Трус, Балбес и Бывалый пьют на улице пиво из стеклянных кружек? «Жить, как говорится, хорошо!» – произносит герой Вицина... Ради художественной достоверности было принято решение, что пиво будет настоящим. Что вряд ли могло вызвать чье-либо неудовольствие, если бы не ЗОЖ как раз Георгия Вицина. Актер в ту пору сильно увлекался йогой и алкоголь не пил вообще. Сначала ему пошли навстречу и в кружку вместо пива налили отвар шиповника. Но на пятом дубле Евгений Моргунов обратил внимание на отсутствие пивной пены. После этого Вицину-таки пришлось выпить пива. Актер отравился и почти неделю страдал от последствий злополучного дубля.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» и летающие вареники
«Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать», – казалось бы, как можно было снять такую сцену без использования спецэффектов? Александру Роу в его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» это удалось. Правда, внимательно приглядевшись к этой сцене, вы заметите ляп.
Дело в том, что на полу должно было стоять две миски. Одна с варениками, вторая – со сметаной. В фильме вареник падает в миску с измазанными сметаной стенками, а когда окунается в сметану, стенки вдруг оказываются чистыми. Объясняется это просто: актер Николай Яковченко, игравший Пацюка, выплевывал вареники, а затем делалась обратная перемотка. А купание вареника в миске обеспечивалось с помощью булавок.
Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Белое солнце пустыни» и ненавистная черная икра
В одной из сцен фильма «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин в исполнении Павла Луспекаева с недовольной миной поедает черную икру. Режиссер Владимир Мотыль рассказывал, что икра в кадре была настоящей, так же как отвращение актера. Дело в том, что сняли сцену с четвертого дубля, и к концу Луспекаев съел уже кило черной икры. После съемок актер просто выплюнул часть ныне бесценного деликатеса. Неиспользованные же запасы черной икры попросту стухли и были спущены в унитаз.