Большой террор и сексуальные извращения: кем был нарком Ежов?
Николай Иванович Ежов, верный сталинский нарком, был очень маленького роста – всего 151 сантиметр. «Настоящий пигмей с лицом убийцы», – так писали о нем современники. Он был самым малообразованным из всех сталинских наркомов. Как он сам писал в автобиографии: «образование незаконченное низшее». При этом Ежов отличался патологической жестокостью, пьянством и сексуальными извращениями.
«Во-первых, у Ежова с психикой не все было нормально. Во-вторых, у него была нетрадиционная ориентация. Началось это все в дореволюционный период. К тому же, у него рост был всего 150 сантиметров. Для мужика это колоссальная трагедия. Он понял, что есть одна структура, которая ему даст все», – говорит писатель Александр Мясников.
Надо сказать, что многие большевистские выдвиженцы страдали различными комплексами. Так, предшественник Ежова на посту наркома НКВД, создатель системы ГУЛАГА Генрих Ягода тоже отличался извращенными наклонностями. При аресте у него была обнаружена масса порнографических открыток и огромное количество спиртного. Но надо сказать, что в области извращений Ежов переплюнул всех. О некоторых его забавах даже говорить неудобно.
«Был в истории нашей страны Лев Марьясин, он был директором правления Росбанка. И чем же занимались заместитель наркома финансов и нарком внутренних дел Ежов? Партийные государственные деятели, когда пили, встряхивали на пятикопеечную монету пепел от папиросы, образовывались две маленькие горки на монетах, тогда они устраивали соревнования. Сняв штаны, извергали из организма газы, победителем считался тот, кто сдует пепел с монетки быстрее», – комментирует профессор СПбГУ Андрей Вассоевич.
30 октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек. Временем Большого террора называют 1937-1938 годы. Это было, когда во главе органов НКВД стоял «железный» нарком Николай Ежов. Именно этот период называют «ежовщиной».
«Смерть предателям и шпионам» – гласил плакат, где стальной нарком душит в ежовых рукавицах гидру троцкистко-зиновьевских отщепенцев. Историки подсчитали, что во время ежовщины у нас в стране расстреливали каждую минуту по одному врагу народа. Именно Ежов ввел в обиход расстрелы по спискам, когда приходили разнарядки в каждую область.
1 декабря 1934 года в Смольном был убит лидер ленинградских коммунистов Сергей Миронович Киров. Сталин лично возглавил следствие. Это был хороший предлог, чтобы избавиться от старой ленинской гвардии, делавшей революцию вместе с Ильичом. Тогда Сталин и приметил молодого Ежова, который по сути и курировал следствие. После этого карьера «кровавого карлика» пошла вверх. В сентябре 1936 года Сталин назначает его наркомом внутренних дел вместо Ягоды. За месяц до назначения Ежов организует процессы над ленинскими соратниками Зиновьевым и Каменевым. Они были расстреляны. Это были первые ласточки Большого террора.
«Не только Ежов в этом участвовал. Постоянно шли запросы и требования об увеличении лимитов на расстрелы из той или иной области», – добавляет Фортунатов.
К концу 20-х годов прошлого века романтика революции среди прекрасной половины человечества несколько поутихла. Комсомолки еще носили красные косынки и верили в идеалы мировой революции, но умные дальновидные женщины спешили обзавестись влиятельными мужьями. Такой женщиной и была вторая жена Ежова, которая сыграла трагическую роль в его судьбе. Ее звали Евгения Соломоновна Хаютина, в девичестве Фейгенберг. Вряд ли она могла влюбиться в карлика Ежова, но влияние и власть скрадывали все недостатки всесильного наркома.
Знаете ли вы, что связывало знаменитого исследователя Арктики Отто Юльевича Шмидта и не менее известного писателя Исаака Бабеля? Общая любовница, они оба оказались в постели жены железного наркома Евгении Хаютиной. Она была женщиной тщеславной и ненасытной. Рассказы об оргиях в ее литературном салоне ходили по всей Москве.
«Она устраивала на квартире Ежова литературные салоны, это была игра в свет. Там была история с Бабелем и другими мужчинами, которые крутились вокруг нее, полагая, что она в состоянии воздействовать на мужа, чтобы какие-то вопросы решать», – комментирует Мясников.
Ежов, конечно, знал о любвеобильности своей супруги, но закрывал глаза. Все это очень не нравилось Сталину, который не раз советовал своему наркому развестись с женой. Правда существует версия, что и сам вождь добивался ее взаимности. Не избежал чар Хаютиной и лауреат нобелевской премии автор «Тихого дона» Михаил Шолохов.
Сталинский СССР, как сказали бы сегодня, был очень нетолерантной страной. Страшно сказать, но в уголовном кодексе была статья, предусматривающая наказание до пяти лет за мужеложство – 154-а УК РСФСР. Проще говоря, гомосексуализм в СССР был не только не в почете, но и преследовался законом. Самое удивительное, что железный нарком внутренних дел Николай Ежов сам был активным гомосексуалистом, что, впрочем, не мешало ему иметь контакты и с женщинами. Как он признался на следствии, свой первый гомосексуальный опыт получил в 15 лет, и с тех пор не брезговал мужчинами.
«Я работал в 1924 году в Семипалатинске. Вместе со мной туда поехал мой старый приятель Дементьев. С ним у меня также были случаи педерастии, активной только с моей стороны. В 1925 году в Оренбурге я установил связь с неким Боярским. Сейчас он работает директором художественного театра в Москве», – писал Ежов.
Любопытная история. Все знают, что последний русский император Николай II со своей семьей был расстрелян в 1918 году в доме Ипатьева. Но мало кто знает, что один из организаторов расстрела царской семьи Филипп Голощекин был любовником стального наркома. Видимо, Николаю Ивановичу с его комплексами было лестно сожительствовать с убийцей царя.
К 1938 году страна была полностью парализована страхом. От ареста не был застрахован никто. Сотни тысяч невинных людей были отправлены в лагеря. Сталин понял, что Ежов заврался, и принял решение направить заместителем Лаврентия Берию. Карьера кровавого наркома пошла под откос. Жена Ежова почувствовала, что разгульной жизни приходит конец. Она начала сильно пить, писала истеричные записки Сталину и, в конце концов, попала в больницу с нервным расстройством.
15 марта 1938 года по приговору суда были расстреляны: «любимец партии» Николай Бухарин, бывший председатель Совнаркома Алексей Рыков (первая водка появившаяся после отмены сухого закона, звалась в народе «рыковкой»), бывший нарком внутренних дел, предшественник Ежова Генрих Ягода и другие члены право-троцкистского блока. Это был третий и последний процесс над врагами народа, устроенный Ежовым. Кровавая песенка всесильного наркома НКВД была спета.
Обвинителем на процессе выступил Вышинский. «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти». В ноябре 1938 года Ежов был освобожден от должности наркома внутренних дел, а еще через полгода арестован. При аресте у него нашли несколько бутылок водки и пули, завернутые в бумажку с именами расстрелянных.
Сталин убрал Ежова тихо и незаметно. Советские люди так и не узнали всей правды о кровавом наркоме. Об аресте и расстреле Ежова в прессе не сообщали – он просто исчез. О том, что он больше не герой Страны Советов, можно было догадаться только из переименования улиц и населённых пунктов, названных ранее в его честь. Поэтому исчезновение Ежова породило массу слухов и мифов. Говорили, что он сумел сбежать в Германию и стал советником Гитлера, сидит в тюрьме в одиночной камере, заведует баней на Колыме, сошел с ума и многое другое.
С приходом на пост главы НКВД Лаврентия Берии «большой террор» завершился. Деятельность Ежова и его приближённых была признана ошибочной и вредительской. По разным оценкам, после прихода Берии из тюрем и лагерей были освобождены от 200 до 300 тысяч человек. У нас в стране многие связывают большой террор с именем Берии, но это не так. Большой террор – это личная заслуга «кровавого карлика» Николая Ежова. На суде он заявил, что умрет с именем Сталина на устах. Но на самом деле в последние минуты он визжал и плакал. 4 февраля 1940 Ежов был расстрелян. Так закончилась эпоха большого террора, получившая название «ежовщина».
«Предполагается, что его расстреляли там, где был вынесен смертный приговор. После расстрела тело Ежова погрузили в железный ящик, отвезли на кремацию, и останки были сброшены в общую могилу. Там же была захоронена супруга с тремя родными братьями и Бабель. Когда Ежов сделал самую грязную и кровавую работу, от него избавились», – заключил Фортунатов.
Смотрите программу «Секретные материалы» на телеканале «МИР» каждую субботу в 7:25.