Мастер музыкального перевоплощения: в память о композиторе Геннадии Гладкове
16 октября на 89 году жизни скончался народный артист России, всенародно любимый композитор Геннадий Гладков. Его музыка звучит более чем в 110 кино- и телефильмах, анимационных лентах и мюзиклах. Несколько поколений россиян выросли на мультфильмах, главную роль в которых исполняют его песни: «Бременские музыканты», «Голубой щенок», «38 попугаев», «Львенок и черепаха», «Малыш и Карлсон», «Ограбление по» и многие другие.
Его мелодии узнают по первым двум нотам, как и фильмы, в которых они звучат. Среди них такие любимые киноленты, как «Джентльмены удачи», «12 стульев», «Дон Сезар де Базан», «Собака на сене», «Человек с бульвара Капуцинов», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и еще десятки прекрасных отечественных картин.
В память о человеке, который наполнил своей потрясающей музыкой целую эпоху в кино и на телевидении, MIR24.TV рассказывает про его жизнь и творчество.
Музыкант в третьем поколении
Геннадий Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве в семье потомственных музыкантов. Его отец и дед не мыслили себя вне театральных подмостков. Дед сперва пел сам, а потом заболел, потерял голос и выходил на сцену в качестве гармониста, аккомпаниатора певицы Лидии Руслановой. Отец Игорь Гладков играл на аккордеоне в знаменитом джаз-оркестре Александра Цфасмана. Это был невероятно популярный коллектив, который выступал на самых престижных площадках страны и оставил заметный след в истории отечественного джаза.
Семья Гладковых в то время жила на улице Москвина (сейчас Петровский переулок), в доме напротив филиала МХАТа. У самого Геннадия, как и у других мальчишек конца 40-х не было денег на билеты. Зато они просачивались в театр вместе с публикой, когда она после антракта возвращалась в зал. Пересмотрен был весь репертуар, правда, все спектакли только с середины.
Дворовый блюз
Находившийся все время в музыкально-театральном окружении, Геннадий Гладков с самого детства начал учиться музыке. И не где-нибудь, а в музыкальной школе при Московской консерватории. Практики было предостаточно: соседи часто просили его поиграть на общих праздниках. Дворы в то время были чем-то вроде клуба, куда выходили из тесных коммуналок семьи по вечерам. Там обменивались новостями, играли в домино и накрывали столы на праздники.
Послевоенные годы были тяжелыми, а Геннадий Гладков был старшим сыном в семье и хотел поскорее встать на ноги, начать самостоятельно зарабатывать. Да и родители советовали ему получить более надежную профессию, чем музыка. В результате после 7-го класса Геннадий Гладков поступил в химический техникум. А окончив его, работал в НИИ красителей. Музыка в этот период оставалась его хобби. Юноша играл в самодеятельных ансамблях и организовывал музыкальные вечера по месту работы. Но потом он все же решил посвятить себя любимому делу полностью: поступил в музучилище при консерватории, а затем и в саму Московскую консерваторию имени Чайковского на отделение композиции.
Окончив консерваторию и аспирантуру при ней, Геннадий Гладков стал преподавать: сначала в Хоровом училище имени Свешникова, затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Путевка в профессию
Еще будучи студентом, юный Гладков начал писать музыку для театра и кино. Первой самостоятельной работой композитора стала музыка к дипломному спектаклю его школьного друга, актера Василия Ливанова в Щукинском училище (это был спектакль по «Трем толстякам» Юрия Олеши). Вскоре для того же Ливанова он написал музыку к его мультфильму «Самый, самый, самый». Поэтому Геннадий Гладков любит говорить, что именно другу детства он обязан тем, что стал писать музыку для театра и кино.
Серьезную школу молодому композитору пришлось пройти на студии «Центрнаучфильм»: он написал музыку для научно-популярного фильма «Тайны минувшего», который вышел в 1962 году (ему тогда было 27 лет). А поскольку работать пришлось с большим симфоническим оркестром, то после этого уже ничто не казалось Геннадию Гладкову непосильной задачей.
Мало кто знает, что в «Бременских музыкантах» Гладков не только выступил как композитор, но и исполнил партию короля в песенке «Ох, рано встает охрана!».
Творческий почерк в театре и кино
Композитор любит повторять: «Эпоха определяется костюмом и музыкой». Точно так же обстоит дело и в театре: «Мне всегда интересно выразить в музыке сюжет произведения, попасть в него – чтобы в результате было удобно и режиссеру, и инструменталисту, и вокалисту. Композитор – как гример, которому нужно сделать прически, макияж, усы и бороду того или иного времени, той или иной страны. Моя задача – примерно такая же, только в области музыки», – говорит композитор. Поэтому в «Бременских музыкантах», как и во многих других мультипликационных и кинолентах каждый герой и каждая сцена у него имеют собственную музыкальную характеристику.
Незаурядное дарование Геннадия Гладкова оценили и театральные режиссеры. Сперва Марк Захаров, который работал тогда еще в Московском театре сатиры, потом режиссер Ленинградского драматического театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. И в том, и в другом театре были поставлены запоминающиеся музыкальные спектакли, отразившие все грани творчества композитора. Среди них легендарные спектакли «Проснись и пой», «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская».
На новый виток творчество Гладкова вышло в период его сотрудничества с театром имени Ленинского комсомола и «Современником». В первом были поставлены музыкальные спектакли «Тиль», «Жестокие игры» и «Оптимистическая трагедия». А во втором – музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата».
В 1983 году в Московском музыкальном театре имени Станиславского Немировича-Данченко была поставлена опера Геннадия Гладкова «Старший сын». Тексты к ней написал Юлий Ким – с Геннадием Гладковым он много и плодотворно сотрудничал не только в этом спектакле, но и во многих других театральных и кино-проектах.
Совместно с Юлием Кимом Гладков написал песни почти ко всем фильмам Марка Захарова, начиная с «12 стульев», который вышел в 1977 году. «Всегда с наслаждением жду того момента, когда Гладков покажет мне музыку, которую он сочинил на мои стихи, – говорил Ким. – Как правило, всегда сначала работаю я, а уже потом он сочиняет мелодию. Наоборот, по-моему, ни разу не было».
Когда Марк Захаров внезапно попросил Гладкова по-быстрому сочинить что-то в духе неаполитанского романса, композитор чуть постоял в замешательстве, открыл крышку рояля и сразу запел, выдавая под простенькую мелодию невероятную абракадабру из псевдоитальянских слов. Вот как рассказывал об этом Геннадий Гладков: «Когда-то в консерватории мы изучали итальянские термины, и я запомнил выражение «уно моменто». Ну и стал на эту тему сочинять музыку. Захаров покатывался от смеха».
Гладков рассказывал, что с Захаровым работалось интересно, но трудно. Режиссер хотел лично контролировать процесс создания песен и заставлял сочинять их прямо в его присутствии. Требовал минимализма и непосредственности, живой, не приукрашенной ничем мелодии. «Он говорил: «когда ты работаешь без меня, из тебя консерватория прет, а со мной тебе некогда об этом думать, и поэтому музыка живая получается, без неуместного здесь академизма», – рассказывал потом Гладков.
Получается, что песни популярны, а их автор куда менее известен. Но это не слишком огорчает самого композитора. «Нет большего счастья, чем работать, – говорит он. – А известность – на это нужно тратить время и силы, «светиться», а мне это неинтересно. К тому же, не менее, чем музыка для кино, которую все знают, для меня важны мои работы для театра, оперы, мюзиклы. Есть также сочинения, которые для меня важнее других, но о которых мало кто слышал, которые и не исполнялись-то никогда». Так что у сегодняшнего юбиляра еще есть чем удивить своих поклонников, тем более что он не перестает писать музыку и сейчас.