Московское эхо «Коляда-театра»: тараканы, бумажные бабочки и старушка-вампир
Бенефис для артиста – это, наверное, лучшее, до чего может дослужиться актер. Николай Коляда, который недавно приезжал с гастролями в Москву, своих подопечных балует. Вот и «Носферату», где главную роль исполняет Александр Замураев, показывали в этом году в ТЦ «На Страстном». Особенно неожиданно, что играет он пожилую женщину – Амалию Львовну Носферату, к которой, по сюжету, приходит в гости режиссер из облдрамтеатра, чтобы забрать старые вещи для спектаклей. Интересно, что случай этот реальный. Как рассказал режиссер Николай Коляда, который, к слову, и сам написал эту пьесу, он так же однажды пришел в дом к состарившейся женщине, чтобы забрать у нее вещи для своего театра.
И вот тут-то и начинается все самое интересное… Вот чайник, вот чашка, вот салфетка, вот «Книга, которая лечит»… А за всем этим целая жизнь! Невероятное количество историй и воспоминаний, бездонная бочка эмоций, как смешных, так и трагических.
Как всегда, начинается спектакль с музыки и массовых танцев. Тут, правда, массовка небольшая – всего четыре человека. Зато какие импозантные мужчины! В деловых костюмах. Кто же это? Актеры облдрамтеатра? Вовсе нет! Это, согласно программке, тараканы. Ну что ж, Николай Владимирович, браво! Прекрасное чувство юмора. И зритель смеется громко и с удовольствием, будто смотрит прекрасную комедию.
Но постепенно смех, как всегда, сменяется слезами. Над чем, вот над чем так смеялись мы еще пять минут назад? Одинокая пожилая женщина живет с говорящей Вороной. Это несчастный до глубины души человек. И жалко ее становится, и где-то внутри уже щемит сердце, и накатывают личные воспоминания.
Сами актеры, к слову, могут ничего и не говорить. Они и молча держат зал так, что забываешь обо всем. Василина Маковцева, хорошо знакомая любителям «Коляда-театра», играет в этом спектакле Ворону. Почему только этот персонаж так странно одет, думаем мы вначале. Но нет, у Коляды ничего не бывает просто так, все выстроено так, что позже мы обязательно поймем и разгадаем этот причудливый наряд, а еще увидим в ее образе сатиру на современное общество.
«Для вашего театра вот, что у меня заготовлено на выброс», – слышим мы и смеемся, и плачем. Особенно ярким моментом становится песня тараканов про бабушку-трансформер. А кто же, собственно, Носферату? Совершенно верно – вампир. И вот эта бабуля уже не кажется нам божьим одуванчиком – она сама выпила кровь у всех, кто ее окружал, в том числе и у собственного мужа.
Это театр-концерт, театр-молния, театр-смех, театр-боль. Глубокая и тонкая ирония, как и во многих спектаклях Коляды, составляет основу «Носферату». И, как всегда, зритель видит гораздо больше, чем слышит. В этом и есть глубина этой творческой команды из Екатеринбурга под управлением «Солнца русской драматургии». Жизнь летит… И вот мы уже видим совершенно потрясающую пантомиму, от которой буквально мурашки по коже. И бумажные бабочки, с которыми так ловко обращаются актеры на сцене – оказывается, всего лишь моль. Как просто и вместе с тем как глубоко и метафорично.
Кстати, тараканы в этой постановке едва ли не главные действующие лица. Именно они ловко переключают настроение зрителя в течение всего спектакля – то танцами, то словами, то действиями, то песнями…
А бабушка? В ней вся русская душа! Но почему же она все время спрашивает про мальчика-фокусника? «Эх, молодежь, вам не нужен наш величайший опыт. Передать богатство некому». А ведь и правда, сколько таких одиноких пожилых женщин, которые никому не нужны, никто не хочет учиться на чужих ошибках, каждый предпочитает совершать свои.
«Берите. Тут везде смерть. Берите, я ж Носферату. От моих прикосновений гибнет все», – вот ради чего весь этот «маскарад». Именно в этих словах мы слышим всю нестерпимую боль и горечь этой старушки. И понимаем, наконец, почему она постоянно спрашивала про мальчика-фокусника: «Не дай Бог вам хоронить своих детей».
Но, кажется, этот спектакль немного и о самом Коляде. Недаром старушка говорит: «Отдала вам все, всю свою жизнь. А вы молчите. Заберите всю мою жизнь. Искусство требует жертв». Разве не также самозабвенно он отдает себя театру, искусству, зрителю?.. И тут же героиня его пьесы кричит: «Не отдам. Я не умру. Никогда. Вампиры бессмертны!» Но старушка все-таки умирает… И чудо! В финале нет темных красок. Дальше – жизнь! Выходят Замураев и Маковцева в роли актеров облдрамтеатра. А внутри все переворачивается от такой тонкой грани – жизни и смерти, добра и зла, счастья и горя! Теперь все становится на свои места. Понятно, почему эта роль досталась мужчине. А женщина так не сыграла бы. Это факт. И прошел почти месяц, как закончились гастроли, а мысли, чувства и эмоции до сих пор эхом мчатся по Москве, надолго застряв в сердцах и умах тех, кто там был, и периодически «выстреливает» на просторах Сети.