Великий каудильо: какие факты о Франсиско Франко скрывает история?
Жаркие вечеринки, танцевальная музыка, секс на пляже – свобода и непринужденность манят миллионы молодых людей на испанский остров Ибица в Средиземном море. Современные Instagram-красотки и метросексуалы даже не подозревают, что это райское место открыл для них диктатор Франсиско Франко. В конце 50-х годов XX века страна начинает активно развивать свою экономику, в том числе и за счет туризма. Многие захолустные прибрежные деревушки за несколько лет стали крупными курортными городами. Испанское экономическое чудо превратило отсталое государство в одну из успешных европейских стран.
Но у любого чуда есть цена: человек с комплексом Наполеона изрядно поиздевался над соотечественниками. Внешне Франко был совсем не похож на вождя нации. За маленький рост (всего 164 см) и высокий голос у него всю жизнь была кличка «Франкито». Но по амбициям испанского лидера назвать коротышкой трудно: в начале карьеры Франко отчаянно отстаивал интересы своей родины в Марокко. Он стал самым молодым майором в стране, а потом и самым молодым генералом – это звание он получил в 33 года.
«Есть факт, который его хорошо характеризует. Когда он начал службу в армии, командир подразделения, посмотрев на него, хотел заменить ему обычную тяжелую винтовку на легкий карабин. Ведь солдат такого роста и сложения с трудом бы смог таскать обычную винтовку. Но Франко от легкого карабина отказался, потому что никаких поблажек и никакого снисхождения к себе из-за своего телосложения он видеть не хотел», – комментирует Сергей Кормилицын.
Сальвадор Дали в 1936 году написал картину «Мягкая конструкция с вареными бобами», ее второе название – «Предчувствие гражданской войны». Интуиция художника-сюрреалиста не подвела – 450 тысяч испанцев (5% населения) стали жертвами этой бойни. Причем, большинство погибли отнюдь не в сражениях. Противоборствующие стороны будто соревновались между собой в жестокости. Повсюду были массовые казни и расстрелы. Получив власть, Франко не церемонился с идейными врагами. Даже после войны по приказу Франко к смертной казни приговорили более двухсот тысяч республиканцев. А полтора миллиона человек – учителя, врачи, адвокаты, баскские священники – сидели в концлагерях лишь за свои взгляды.
По легенде, июльским утром 1936 года по радио прозвучала фраза: «Над всей Испанией безоблачное небо». Это был пароль к началу военного мятежа против властей Республики.
Возглавил восстание Франсиско Франко. Он присвоил себе титул «каудильо» – в переводе с испанского «вождь». А позже получил звание «генералиссимус». Репетиция или разминка перед Второй мировой – так некоторые исследователи называют испанскую Гражданскую войну. В стране корриды и тореадоров впервые сошлись в схватке немецкие и советские войска. Сначала помощи извне попросили республиканцы. Но европейские державы остались глухи. Чуть позже и Франко обратился за поддержкой. Сначала к Муссолини, а затем к Гитлеру.
«Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Эти строки еще в 20-е годы написал советский поэт Михаил Светлов. На стороне республиканцев сражалось немало русских, а также французов, англичан, американцев – все те, кто был околдован идеями социализма. «No pasaran» – «Они не пройдут!» – боевой клич интернационалистов, которые защищали Мадрид от войск Франко.
«Когда идут военные действия, то в эти интернациональные бригады может приехать кто угодно. Туда приезжали французские коммунисты, ирландские социалисты, американские гангстеры, которые скрывались от правосудия в Америке. Сам Хемингуэй описывал, как он встречался с летчиками – бывшими спиртовозами Аль Капоне, которые находились под преследованием в США. Они заключили контракт с республиканцами и таким образом воевали на их стороне», – говорит Дмитрий Кузнецов.
Серьезной помощи от разрозненных интербригад не было, поддержка Советского правительства оказалась существенней. Сталин, как и Гитлер, поначалу сомневался, стоит ли ввязываться в испанский конфликт. Но когда республика осталась один на один с фашистами, СССР на борьбу с Франко отправил военные самолеты, танки, грузовики, оружие. На Пиренейский полуостров было командировано три тысячи советских военных, но все это было не безвозмездно.
«Золото было передано испанским правительством Советскому Союзу в качестве залога поставки вооружения. Частично это вооружение было бесплатно, но в основном оно оплачивалось. Франко считал, что это золото у Испании украли. Даже если оно было передано в залог, понятно, что советское правительство Франко его возвращать не стало, потому что не считало власть законной. Золота, по разным оценкам, было порядочно. Если по одному бруску укладывать, то половину Красной площади можно было бы покрыть», – комментирует Виктор Хейфец.
У Пабло Пикассо есть знаменитая картина «Герника». Написана она через месяц после того, как в апреле 1937 года немецкий авиационный легион «Кондор» в стране Басков сравнял с землей город Герника. Одни из самых ожесточенных боев между франкистами и республиканцами развернулись за этот промышленный регион. Советский Союз пришел на помощь детям из этой части Испании. Около трех тысяч человек от пяти до пятнадцати лет по просьбе Красного Креста вывезли в СССР, чтобы спасти от войны.
Личности многих диктаторов окутаны небылицами и сплетнями. Франко не исключение. Многие верили, что он заговоренный. Мол, пули этого офицера не брали. А когда Франко все-таки получил серьезное ранение в живот, он довольно быстро поправился. Говорили и про фанатичную религиозность каудильо. Диктатор был уверен, что причина всех его побед – это покровительство Святой Терезы. Ее мумифицированная рука каждую ночь лежала под подушкой вождя Испании. Франко брал реликвию во все поездки. И, по некоторым данным, даже умер, сжимая святые мощи. Рука Терезы досталась Франко в 30-е годы. До этого испанская святыня была украдена из монастыря республиканцами.
«Фалангисты были католикам и, в отличие от революционеров, были консерваторами. Они находят такого масштаба реликвию. Куда ее деть? Отдать в один из монастырей? Это великий шанс потерять ее снова, потому что война-то продолжается. Тогда они ее лично отдали своему руководителю Франсиско Франко. Представьте себе, что вы получаете в личное владение реликвию такого масштаба, некий предмет, который значим не только для вас, как для религиозного человека – он значим для всей вашей веры, для всей вашей страны», – добавляет Сергей Кормилицын.
Вступать во Вторую мировую, куда его пытался втянуть Гитлер, Франко и не хотел, и не мог. И то ли, действительно, рука Терезы в очередной раз спасла испанского диктатора, то ли дипломатическое мастерство сыграло свою роль, но Испании удалось не попасть в эту мясорубку.
Во время Второй мировой войны Испания формально сохраняла нейтралитет. Министр иностранных дел Германии Иоахим Риббентроп называл Франко «неблагодарным трусом». «Капризная невеста» Франко стоял посреди Европы, полыхающей в огне. Он старался и фашистов не обидеть, как-никак, Германии и Италии каудильо задолжал 212 миллионов долларов за помощь в Гражданской войне. Но и с врагами Гитлера Франко поддерживал отношения. В 1940–ом Уинстон Черчилль, чтобы упрочить связи с диктатором, выделил 34 парохода для перевозки зерна из Канады в Испанию. В тот год на Пиренейском полуострове была засуха и неурожай пшеницы. Также, по некоторым данным, власти Великобритании потратили около двухсот миллионов долларов на подкуп высшего командования Испании, лишь бы страна соблюдала нейтралитет.
«Я должен процитировать характеристику, которую Франсиско Франко дал Черчилль после войны. Описывая взаимоотношения в Европе, он выдал прекрасную фразу насчет того, что политика Франко была хладнокровной, корыстной и направленной только на благо Испании. Очень забавно смотреть на то, как человек, который проводил хладнокровную и корыстную политику, направленную только на благо Англии, осуждает человека, который проводил аналогичную политику в интересах своего народа. При этом характеристика очень точная, потому что Франко делал все на благо Испании», – рассказывает Сергей Кормилицын.
Но, чтобы все-таки отблагодарить Гитлера, каудильо отправляет на Восточный фронт «голубую дивизию». Такое название она получила по цвету рубашек правящей испанской партии. Около 50 тысяч человек с октября 41-ого по ноябрь 43-ого воевали на Ленинградском фронте, участвовали в блокаде Ленинграда. Однако отправив бойцов из солнечной Испании в новгородские болота, Франко решил, прежде всего, свои внутренние проблемы.
«Профессиональные военные историки говорят, что это была очень умная вещь. Он в испанскую «Голубую дивизию» собрал всех радикалов. Все они полегли на территории СССР. Эти ребята воюют очень профессионально. Когда война заканчивается, они оказываются не у дел. У них нет профессии, они ничего не умеют, в мирной жизни они становятся не очень нужными людьми. И Франко делает такую вещь – он создает «Голубую дивизию» и посылает ее на фронт», – говорит писатель Александр Мясников.
С Адольфом Гитлером у Франсиско Франко общего было не так уж и много. Оба диктатора увлекались живописью. Только немец предпочитал писать городские здания и природу, а испанец – сценки охоты. Многие исследователи утверждают, что и к фашизму испанский лидер имел отношение весьма посредственное. Ненависть к коммунизму, да вскидывание руки во время приветствия – это все, что роднило Франко с этим политическим движением. Каудильо не был человеком идеи, мировое господство его не интересовало. Он всю жизнь боролся с масонством, но в годы Второй мировой войны в Испании нашли убежище более семи тысяч евреев.
Кажется, испанские страсти давно улеглись. После смерти каудильо в стране восстановили монархию, как и планировал Франко. Государство стало частью большой, объединенной Европы и живет по новым правилам. Но диктатор нет-нет да станет разменной монетой в современных политических играх. В октябре 2019 года Франсиско Франко был перезахоронен. Его останки перенесли из мемориального комплекса на обычное муниципальное кладбище. Так нация решила поставить точку в своем кровопролитном прошлом.
«Формально испанцы считают, что они примирились, закрыли страницу, договорились, что никто не выясняет: кто больше, кто меньше виноват. Это единственный способ покончить с Гражданской войной. Не все испанцы с этим согласны, поскольку многие считают, что это компромисс, достигнутый под дулом пистолета. При том, что многие деятели франкизма официально похоронены, а могилы деятелей республиканского периода неизвестно где находятся. Но это вопрос очень сложный для испанцев, больной», – заключает Виктор Хейфец.