«Отцы и дети»: Ульяна Донскова и Анфиса Резцова – о детстве и спортивном воспитании
На телеканале «Мир» продолжается ток-шоу «Отцы и дети». Ведущие программы Никиты и Сергей Белоголовцевы приглашают к себе в студию деятелей искусства, актеров, певцов, телеведущих и спортсменов. Все они – представители разных поколений и разных школ. Даже за пределами семейных отношений, в профессиональных сферах, младшие не всегда согласны со старшими. В этот раз в студии пытались понять друг друга выдающиеся спортсмены, олимпийские чемпионы, победители всевозможных международных состязаний в разных дисциплинах.
Советские спортсмены не раз доказывали превосходство отечественной спортсистемы, то и дело поднимаясь на всевозможные мировые пьедесталы. На страницах истории мирового спорта многие наши соотечественники навсегда заняли почетное место. Советский Союз по праву считался спортивной державой. Вот и современные наследники стремятся показывать такой же высокий уровень мастерства. За кулисами программы корреспонденты «МИР 24» поговорили с героями выпуска о кумирах детства, методах воспитания и традициях спортивных школ.
Анфиса Резцова
Лыжницу и биатлонистку Анфису Резцову мировое спортивное сообщество знает как хладнокровную на трассе и очень целеустремленную по жизни женщину. Она единственная в мире чемпионка Олимпийских игр в двух разных видах спорта – победитель лыжной эстафеты в Калгари (1988 год) и двукратная чемпионка по биатлону в Альбервилле (1992 год) и в Лиллехаммере (1994 год). Сейчас Анфиса Анатольевна уже завершила спортивную карьеру, но продолжает следить за трендами в деле всей своей жизни.
Сейчас существует некая мода на то, чтобы сравнивать «тогда» и «сейчас». А вы сами сравниваете советское время с нынешним?
– Я в своей карьере сначала выступала за Советский Союз, а в свои третьи Олимпийские игры выступала за страну под названием Россия. Мне есть, с чем сравнить обстановку в стране в три периода. И поэтому почему бы не посравнивать? Вот моё советское детство было более счастливым, чем сейчас, я так думаю. Потому что сейчас всё за деньги, всё покупается. Если родители не могут что-то оплатить, то дети становятся ущемленными, получается: у кого-то больше денег, у кого-то меньше.
В юношестве вам наверняка приходилось следить за карьерой более зрелых спортсменов?
– Я никогда не вникала, как они воспитывались. Ну да, в советское время у меня были кумиры – мне очень нравились наши хоккеисты-игровики. Вот они всегда такой сплоченной командой побеждали, что мне тоже хотелось побеждать. Раиса Сметанина всегда восхищала! А потом, когда я уже стала лыжницей, мы даже жили в одной комнате и она была мне как мама, наставница. Она очень порядочный и скромный человек. Мы с ней два разных полюса. Я, наоборот, такая шустрая и разрывная, а она говорила: «девочка, успокойся, акцентируй все свои силы на завтрашнем дне и результате, на соревнованиях».
Сейчас вам наверняка приходится общаться с молодыми спортсменами, воспитанниками разных спортивных школ. Какие советы вы им даете?
Ульяна Донскова
Впервые титул чемпионки мира по художественной гимнастике Ульяна получила в 2009 году в Японии. А уже в 2012 году завоевала два золота в групповых упражнениях на Олимпийских играх в Лондоне. После этого, находясь на пике карьеры, девушка покинула большой спорт. Сейчас бывшая спортсменка воспитывает сына и ходит на хоккейные матчи.
Часто родители отдают своих детей в спорт в совсем юном возрасте. А когда вы пришли в спорт?
– Я пришла в спорт в 5 лет, меня привел папа. Это было их с мамой решение, но мама сказала: «Надо куда-то отдать, но только не в спортивную гимнастику». Потому что как раз тогда много травм было в спортивной гимнастике, и мама переживала из-за этого. Она думала, что художественная гимнастика – вообще не травматичный вид спорта, что на самом деле не так: у нас также много травм бывает, потому что любой профессиональный спорт не обходится без них.
Вы считаете это правильным, когда родители отдают детей в секции без их согласия?
В общем, с тех пор тренер стала больше обращать на меня внимания. Со мной было сложнее, чем с другими: у меня длинные ноги и я в целом вся такая мягкая для гимнастики. В координации мне было сложнее, нежели девочкам более компактным. У них получалось все с первого раза, а мне нужно было сделать десять раз, чтобы что-то получилось. Именно поэтому тренеру со мной было сложно, но именно фактура моя для гимнастики была идеальна, поэтому дети, у которых что-то получалось раньше, вырастали и уже не подходили для гимнастики. А у меня получалось так, что я росла и становилась только лучше.
То есть вы достигли всего именно благодаря своему упорству?
– Я думаю, что да. Даже сейчас, когда что-то не получается (а не получается много – не надо считать, что если ты стал олимпийским чемпионом, то тебе все двери открыты). Конечно же, дальше продолжается жизнь, приходится открывать все новые и новые двери. Когда у меня что-то не получается, я не опускаю руки и не отчаиваюсь, а стараюсь подбадривать себя: «Не получилось сейчас – получится в другой раз!».