3 июня православная церковь отметит Троицкую родительскую субботу. В церковном календаре есть всего два особых дня, когда вся православная церковь единодушно поминает всех усопших православных христиан. Оба они носят название Вселенских родительских суббот и оба предшествуют началу крупных постов. Первая отмечается за две недели до начала Великого Поста. Вторая – так называемая Троицкая родительская суббота – накануне праздника Троицы, перед началом Апостольского поста. Троицкая суббота в этом году выпадает на 3 июня, и наверняка многие православные захотят так или иначе помянуть прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников, а с ними и всех усопших православных христиан. Но сделать это не как угодно, а соблюдая хотя бы основные правила родительских суббот.
Вспомнить всех умерших с верой
Почему же именно суббота накануне праздника Троицы стала временем особого поминовения всех православных христиан? Согласно церковной традиции, в пятидесятый день после воскрешения Христа на его учеников сошел Святой Дух, завершив тем самым строительство церкви, призванной к спасению человека. Но поскольку спасение обещано было Иисусом не только живым, но и умершим, то накануне праздника Троицы стали молиться за тех, кто уже не может сделать этого сам, за всех оставивших этот мир.
Православная церковь возводит традицию всеобщего поминовения усопших к апостольским временам. «Все помолимся Христу, в сей день совершая память от века мертвых, да от вечного огня избавит их, усопших в вере и надежде жизни вечной» – такие слова содержат в себе песнопения, звучащие в храмах в этот день. Конечно, обычные люди в Троицкую субботу поминают прежде всего своих родителей и родственников, отчего она, собственно, и носит название «родительской», то есть связанной с родом. Но по сути вспоминать в молитвах и просить о прощении грехов в этот день положено для всех усопших православных христиан. Некоторые священники особо советуют помолиться о воинах-защитниках России, отдавших свои жизни за ее свободу и независимость, другие просят не забывать обо всех погибших в годы репрессий. А вообще в словах канонов, которые звучат на Троицкую субботу, есть слова обо всех «умерших с верою», в том числе и о тех, чьи места упокоения остались никому не ведомыми.
Кстати, именно поэтому в Троицкую родительскую субботу гораздо важнее прийти не на кладбище, а в храм, или помолиться дома. Это, как говорят священники, гораздо важнее для наших усопших родственников, и конечно же, гораздо важнее для тех, кто так и не обрел места своего последнего упокоения или покоится вдалеке от нас. Традиция праздновать на могилах родственников восходит к языческим временам, к так называемым поминальным тризнам. Но родительская суббота – праздник совсем не языческий, и потому отмечается он прежде всего в храме.
А на кладбище идти положено не вместо молитвы, а после нее. И не с едой-питьем, а с вениками и тряпками, чтобы привести родные могилы в порядок, чтобы еще и таким образом, а не только молитвами, помянуть своих усопших. Любопытно, что в народном сознании и это действие получило неожиданную связь с дохристианскими русскими традициями. В любом случае для каждого из нас уход за родительскими могилами – такая же важная возможность проявить свою любовь к ушедшим от нас, как и искренняя молитва об их упокоении и прощении им грехов.
А просить об этом прощении на Троицкую субботу самое время. «В эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы, – говорил в одной из своих проповедей на Вселенскую родительскую субботу архимандрит Кирилл (Павлов). – Но нет человека, который бы пожил и не согрешил, поэтому смерть застает нас должниками пред Богом. А между тем человек может творить добрые дела в земной жизни, за гробом же он уже ничего сделать не может, чтобы улучшить свое положение, и его ожидает или помилование, или осуждение. Поэтому, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, мы молимся о прощении грехов в вере скончавшихся».
Что можно и чего делать в Троицкую субботу?
Службы, связанные с Троицкой субботой, начинаются вечером в пятницу с великой панихиды, в субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, где происходит главное поминовение усопших православных, а после нее – общую панихиду. Пятничная панихида Троицкой родительской называется по-гречески «парастасис». Это слово имеет два значения: первое – «стояние возле», второе – «ходатайство»: верующие во время этой панихиды как бы стоят возле своих усопших и ходатайствуют за них. Не случайно пришедшим в Троицкую родительскую субботу в храм эта служба, по их собственным признаниям, приносит удивительное ощущение, что бок о бок с ними встают те, о ком и возносятся молитвы.
Во время парастасиса священники и советуют подавать записки об упокоении с именами усопших близких и вообще всех, чья посмертная судьба небезразлична молящемуся. Но стоит помнить, что имена некрещеных в них включать нельзя: за таких людей можно молиться дома самому.
Еще одна традиция Троицкой родительской субботы – приношение в храм «на канон», или «на канун», постных продуктов на общий стол, за которым после службы прихожане будут поминать усопших. По словам священников, такая поминальная трапеза не противоречит церковным нормам в отличие от кладбищенского застолья, языческого по сути своей. Но если все-таки довелось приехать к родным могилам, чтобы помянуть ушедших родных там, стоит по крайней мере соблюсти несколько несложных правил, чтобы сохранить православную суть обряда.
А вот что стоит сделать на Троицкую субботу, так это побеспокоиться о тех, кто еще не преступил порог между жизнью и смертью и нуждается в помощи. Многие верующие считают своей обязанностью в этот день непременно сделать какие-то пожертвования: от простой милостыни до перевода на благотворительные нужды.
И все же самое важное в Троицкую субботу – это искренняя молитва обо всех усопших православных христианах. «Поминать – значит не просто напрягать память, это значит обращаться к Богу, – говорит теолог, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский. – Ведь своих любимых мы и так обычно помним, это свойство памяти. Но молитвенная память – это то, что преодолевает грань между жизнью и смертью. Человек в молитве восходит туда, где есть только Жизнь. Поэтому в этот день нужно помолиться, в храме или дома, за тех, кто уже ушел, но мы верим, что в памяти и любви Божьей они живы».