Неслабый полк: как советские женщины сражались за Родину
В годы Великой Отечественной войны женщины самоотверженно служили в тылу и принимали активное участие в боевых действиях на фронте. На счету снайпера Людмилы Павличенко было более 300 уничтоженных солдат и офицеров противника. О простой советской девушке на родине слагали легенды, восхищаясь ее героизмом и бесстрашием, а за рубежом дали прозвище «Леди Смерть». 588-й женский полк Красной армии немцы прозвали «Ночные ведьмы», поскольку все боевые вылеты дамы совершали исключительно ночью и были почти не слышны для врага. О женщинах, которые приближали Великую Победу наравне с мужчинами, расскажем прямо сейчас.
Вторую мировую окрестили «войной моторов». Но она вполне могла бы называться и «войной женщин», по крайней мере, для Советского Союза. Никогда еще в истории на полях сражений не было такого количества дам. На стороне СССР воевали, по разным оценкам, от 500 тысяч до миллиона женщин…
В прошлой, мирной жизни она была воспитателем детского сада. На войне двадцатилетняя Роза Шанина стала успешным снайпером. Прославилась девушка из Вологодской губернии своим коронным приемом – дуплетом: два выстрела на одном дыхании. С журнальных фотографий смотрит голубоглазый ангел с нежной улыбкой, которого в прессе прозвали «невидимым ужасом Восточной Пруссии». На фронте Шанина пробыла меньше года, но за это время записала на свой счет 59 вражеских солдат и офицеров. Вообще, во время Великой Отечественной считалось, что женщины прекрасно подходят для профессии снайпера: они гораздо терпеливее мужчин и менее подвержены стрессу. За годы войны из Центральной женской школы снайперской подготовки выпустили больше тысячи «бойцов в юбках». Многие из них вписали свое имя в историю.
Говорят, что у войны не женское лицо, но еще в Первую мировую девушки в серых шинелях встали в строй. Мария Бочкарева на фронте получила прозвище «Яшка». Да и на представительницу слабой половины человечества внешне она совсем не похожа. Провоевав пару лет на Западном фронте, Бочкарева получила звание унтер-офицера – невиданный случай для царский армии. В 1917 году Мария предлагает Временному правительству создать женские батальоны смерти – воинские части добровольцев. Солдаты и офицеры, правда, такое армейское нововведение не оценили: «Бабы в штанах!». И прибывших на фронт дам за сестер по оружию не считали, а относились к ним исключительно как к «особам с низкой социальной ответственностью».
Современные феминистки позавидовали бы. Молодая советская власть была полна доверия к прекрасному полу. И уже во время Гражданской войны в Красной армии служило около 66 тысяч женщин: связистки, пулеметчицы, медсестры, политработники. С победой большевиков равноправие полов стало общественной нормой. 20-е – 30-е – это годы веры в светлое будущее и равные возможности. Впервые в мире женщинам разрешили поступать в военные училища, а после получения офицерского звания можно было и на академию замахнуться. Перед обычными девчонками открылись все двери: хочешь – прыгай с парашютом, хочешь – учись стрелять и водить автомобиль. Обучение проходило в кружках и клубах, которые входили в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, сокращенно – Осоавиахим. За годы существования организации военные навыки получили около двух миллионов женщин.
Как оказалось, женщины влюблены в небо и в авиацию не меньше мужчин. В июне 1938-го года Владимир Коккинаки и Александр Бряндинский совершили беспосадочный перелет Москва–Дальний Восток. Девушки уступать не собирались. Буквально через три месяца Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раско́ва из столицы СССР до Комсомольска-на-Амуре без посадки добрались за 26 с половиной часов. После этого перелета они стали первыми женщинами, удостоенными звания «Герой Советского Союза». В начале Великой Отечественной Марина Раско́ва обратилась к Сталину с предложением создать женские авиационные полки. Верховный главнокомандующий идею поддержал.
В Красной армии один из таких полков стали называть «Дунькиным». Его командиром была Евдокия Бершанская. Для немцев эти девчонки стали настоящим бедствием, поэтому гитлеровцы прозвали подчиненных Бершанской «Ночными ведьмами». А «ведьмам» было от 17 до 25 лет. Вылеты на самолетах У-2, в просторечье «кукурузниках», они совершали в темное время суток. В момент атаки девушки выключали двигатель, поэтому противник приближения нашей авиации не слышал. Про летчиц из полка Бершанской говорили, что они были самоубийцами: их совершенно не заботила собственная безопасность. Для того чтобы взять на борт лишних 20 килограммов боеприпасов, экипаж отказывался от парашютов. В периоды ожесточенных боев каждая из девушек совершала до 18 вылетов за ночь.
Равноправие равноправием, но высокие чувства никто не отменял. Даже на войне. Еще в сентябре 41-ого, будучи командующим Ленинградским фронтом, Георгий Жуков издал приказ, согласно которому из штабов и командных пунктов следовало убрать всех женщин. Разрешалось оставить лишь ограниченное количество машинисток. Слишком частыми стали ситуации, когда с фронта уходили в декрет. На шестом месяце беременности офицера в юбке отправляли в вынужденный отпуск. Но потом молодая мама должна была вернуться в строй. А вот представителей младшего командного состава и рядовых, которые попадали в интересное положение, увольняли из Красной армии и Военно-морского флота.
То ли из-за амурных дел, то ли из-за недоверия, но во Вторую мировую в большинстве стран дам в армию не брали. В 1943 году в Соединенных Штатах появилась женская служба пилотов ВВС США. Гражданские летчицы пришли на помощь мужчинам. Правда, до наших «Ночных ведьм» американкам было далеко – к участию в боевых действиях их не допускали. Служили женщины и во Вспомогательной службе Военно-воздушных сил Великобритании. Английская пресса тех лет была не в восторге от того, что дамы лезут «на чужую территорию»: «Настоящая угроза – это девушка, которая думает, что может управлять бомбардировщиком, в то время как ей не хватает интеллекта, чтобы подмести пол в больнице». И уж тем более не место на войне было немкам. Ведь удел Frau – это три «К»: Kinder, Küche, Kirche – дети, кухня, церковь. И каково же было удивление гитлеровцев, когда в начале войны им попадались в плен наши связистки и санитарки! В голове бойцов Третьего рейха просто не укладывалось, что женщины могут служить в боевых частях. Но отношение к этому диковинному для немцев явлению было лишено романтики. Говорят, что советские девушки-снайперы на задание брали с собой не только винтовку и бинокль, но еще и две гранаты: одну для противника, другую – для себя, лишь бы не попасть в плен.
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский как-то сказал, что «войну мы выиграли ранеными». И действительно, за четыре года в строй из госпиталей вернулись более 70% военнослужащих. В этом велика заслуга медицинской службы, в которой женщины составляли большинство. С поля боя девушки-санитарки выносили не только солдат и офицеров, но и обязательно их оружие – винтовку или даже ручной пулемет. Оружие не должно было достаться врагу. Одной из таких героических санитарок была Зинаида Туснолобова. За восемь месяцев службы она спасла более сотни человек. А зимой 1943-го, пока оказывала помощь командиру взвода, сама получила ранение. С перебитыми ногами она так и осталась лежать на морозе. Разведгруппа обнаружила едва живую санитарку через сутки. В госпитале Зинаиде Туснолобовой из-за обморожения ампутировали руки и ноги. Уже через год девушка благодаря протезам заново научилась ходить, смогла писать. А после войны стала женой и мамой.
Медсестры и женщины-врачи удивляли только немцев, ведь их медслужба состояла исключительно из мужчин. А вот девушки-танкистки вызывали недоумение даже в Красной армии. Таких отчаянных на фронте было 19 человек. Одна из них – Александра Ращупкина – три года выдавала себя за молодого человека и служила механиком-водителем на Т-34. Поначалу ее не брали на фронт, но, схитрив, она смогла подать документы в военкомат – правда, уже как Александр Ращупкин. Во время наступления на польский город Бунцлау танк Ращупкиной был подбит, сама Александра была ранена в бедро. Спасать рядового бросился сослуживец, во время перевязки ему и открылась тайна. Любопытная история вышла и с Екатериной Петлюк. После окончания танковой школы (девушка все экзамены сдала на «отлично»), ее вынуждены были зачислить в «экипаж машины боевой».
Вообще, женщины в танковых войсках служили скорее «вопреки», чем «благодаря». Чтобы отправиться на верную смерть, им приходилось использовать всю свою природную хитрость. Муж Марии Октябрьской погиб в первые месяцы войны. Вдова рвалась на фронт, но из-за возраста (36 лет) ей отказали. Тогда Октябрьская решила заработать денег и построить себе танк.
Это на фотографиях они в беретах с идеально уложенными прическами и в военной форме, подогнанной по фигуре. В реальности женское обмундирование массово начали выдавать лишь в 1943 году. А до этого носили мужское: сапоги на пару размеров больше, огромные ватные штаны, которые подмышками затягивали веревками. Обычное дело для военнослужащей – умыться из лужи или растереть лицо снегом. Баня была удовольствием редким, а вот вши – постоянными попутчиками. Но все это – бытовые мелочи. Многие женщины искренне горели желанием одолеть врага. За четыре года войны около сотни женщин получили звание Героя Советского Союза. Правда, больше половины из них – посмертно.