«Намучились мы с ней немало»: Эльдар Рязанов – о Ларисе Гузеевой и съемках «Жестокого романса»
Шла осень 1982 года, когда в руки Эльдара Рязанова попала пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». Было принято решение – снимать. Однако вскоре случилось событие, смешавшее многие планы в стране, а именно смерть Леонида Ильича Брежнева. Что будет при Андропове, разрешат ли снимать такое жесткое, бичующее современную действительность кино? «Елену Сергеевну» убрали в долгий ящик. «И вообще стало ясно, что какое-то количество времени ничто острое, смелое, критическое на экран не прорвется... И я решил поискать что-нибудь в классике такое, что было бы созвучно нашей тусклой, сумеречной, неверной эпохе», – писал Рязанов. После прочтения Бунина, Андреева, Куприна режиссер по совету жены взялся за давно забытую «Бесприданницу» Островского. Оказалось – оно.
«Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы «Бесприданница», вошел в золотой фонд советского кино, однако после выхода фильма в 1984 году критика была беспощадна. Сотрудники газет набросились на Рязанова, словно критик Латунский на Мастера в знаменитом романе Булгакова. В отличие от Мастера, режиссер ответил на все нападки в своем «Послесловии к фильму». В нем он рассказал о работе над фильмом от замысла до рабочего процесса, а под конец привел разгромные отзывы критиков на саму пьесу Александра Николаевича после первых ее театральных постановок. Как часто бывает, мнение критиков и мнение зрителей не сошлись. В 1984 году «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран», лучшим исполнителем мужской роли был назван Никита Михалков, лучшим оператором – Вадим Алисов, лучшим композитором – Андрей Петров. В 1985 году картина получила «Золотого павлина» – главный приз на Международном кинофестивале в Дели.
От Михалкова до Гузеевой
Рязанов любил собирать на съемочной площадке блестящих актеров, профессионалов своего дела, которые зачастую были уже всенародно известны. «Жестокий романс» не стал исключением: здесь Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Георгий Бурков – и много кто еще.
Основным кандидатом на роль Паратова изначально был Никита Михалков, на роль Карандышева – Андрей Мягков. Режиссер хотел сделать как можно более объемными и живыми образы богатого баловня судьбы и мелкого почтового служащего, каким-то удивительным образом ставших соперниками в борьбе за обладание красавицей Ларисой. Паратов Рязанова – не просто циничный светский обольститель. Это одновременно великодушный, способный на искренние чувства, и в то же время жестокий (к Карандышеву и самой Ларисе) человек, который отказывается от настоящей любви ради состояния богатой невесты. И не просто отказывается – а подводит девушку к роли содержанки другого местного толстосума.
Не менее сложен образ матери Ларисы – обедневшей и потерявшей мужа дворянки, мечтающей удачно пристроить свою дочь – бесприданницу. Ее идея фикс уже привела к тому, что одна дочь была выдана за «кавказского князька», который зарезал ее из ревности, не довезя до дома, а вторая – за карточного шулера. Но Огудалова продолжает свой курс и старается любыми средствами максимально удачно выдать дочь замуж. Она превращает жизнь Ларисы в бесконечные смотрины, красота девушки привлекает в дом и богачей, которые приглядывают себе новеньких содержанок, и проходимцев, нашлось среди них место и для бедного Карандышева – на безрыбье и рак рыба. Тем не менее Огудалова любит дочь и ради ее счастья (в своем понимании) готова идти на лишения и унижения.
Наконец, главная героиня «Жестокого романса» Лариса у Рязанова – не наивная тургеневская девушка. Она хорошо понимает свое положение, но до последнего надеется – раз Паратов любит ее, то женится. Рядом с ним ее глаза загораются, она становится яркой и интересной, в остальное время Лариса как будто замирает, становится суха и даже жестока. Одной из зацепок для критиков стала актерская игра Ларисы Гузеевой. Для молодой актрисы, студентки последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии это была первая роль в кино. На пробы пришло около 500 девушек, а лотерейный билет вытянула она – нервная, бедовая, курящая «Беломор». По словам Рязанова, он не был до конца уверен в своем выборе, но полагался на опытных актеров, которые должны были окружать Гузееву во время съемок:
Волга, Ярославль, пароход
Островский не стал привязывать свою пьесу к реальному месту. Действие происходит на Волге, в некоем большом городе с не очень звучным названием Бряхимов. Вообще-то такой город действительно когда-то существовал, но его точное месторасположение неизвестно. В качестве прототипа для съемок Рязанов взял Ярославль и Кострому. Так, в начальных титрах мы видим Волжскую набережную Ярославля, натурные съемки в основном проходили в Костроме, так же как некоторые уличные съемки. Квартиру Карандышева снимали в особняке с двориком, который художник картины Александр Борисов подметил в одном из кропоткинских переулков Москвы.
Помните пароход «Ласточка», который так любит герой Михалкова, но продает Вожеватову? Это настоящий колесный пароход, построенный в 1914 году, который назывался «Спартак». На момент съемок он еще был на ходу. В фильме есть лишь одна «ненастоящая» локация – дом и двор Огудаловых. Двор специально выстроили в Костроме на высоком берегу Волги, а интерьер создали в павильоне «Мосфильма».
Вообще Рязанов в «Жестоком романсе», так же как Островский в «Бесприданнице», придавали особое значение Волге. «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне», – с этой фразы начинается роль Ларисы. Волга до постройки развитой системы железной дороги – не просто река, а важнейшая транспортная артерия России. «Волга должна стать одним из главных действующих лиц нашей картины», – писал Рязанов, уроженец другого города на Волге – Самары.
Волга подарила Рязанову атмосферу финальной сцены фильма – рассветный туман, в котором блуждает униженный и ослепленный жаждой мести Карандышев; в котором сбрасывает маску после бурной ночи Паратов – перед Ларисой он уже не тот блестящий светский лев. В мятой рубашке навыпуск он ищет рюмку, чтобы опохмелиться, неловко что-то разбивает и наконец со слезами на глазах признается, что помолвлен; в тумане разыгрывают Ларису Кнуров и Вожеватов.
Опасные съемки
О съемках каждой картины, оставшейся в истории кино, ходят легенды. В своем «Послесловии» Рязанов об этом не упоминает – там о другом, однако Михалков и Мягков на этих съемках чуть не лишились жизни. В финальной части «Жестокого романса» Карандышев, осознав, что у него из под носа с его же помолвки увели невесту, рано утром садится в лодку и догоняет «Ласточку». Момент, когда герой подплывает к пароходу, мог стать последним в жизни Андрея Мягкова. Огромные 350-килограммовые лопасти судна образовали на воде воронку.
Съемочная група застыла, невыключенная камера продолжала снимать... И вдруг из глубины вынырнул Мягков и успел доплыть до причала быстрее, чем успели подплыть к нему на другой лодке. Актер был совершенно цел, хоть и дрожал от холода – вода в Волге на тот момент была не выше восьми-десяти градусов. По словам режиссера, Андрей Васильевич считал, что его спас Бог. Перед съемками он «около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом». Рязанов считал, что жанр трагикомедии наиболее близок к жизни – так случилось в этот опасный момент. Пока участники съемок отходили от пережитого страха, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал: «Смотри, а дядя-то стал лысый!» В водах Волги Андрей Мягков оставил прик, прикрывающий залысину.
Другой опасный момент произошел с Никитой Михалковым. Зная о том, что актер ловко сидит в седле, Рязанов придумал эффектное появление Паратова в начале фильма. С опозданием прибыв на свадьбу старшей сестры Ларисы, Паратов на белом коне спускается по лестнице и по узкому деревянному мостику въезжает на пристань. «Рискованная штука, потому что рядом вода, и пройти по узкому месту для лошади сложно, она волнуется. Поэтому довольно много я просто водил ее. Сначала прикармливал и гарцевал перед толпами зевак», – вспоминал Михалков. Во время одного из эпизодов не успел Никита Сергеевич слезть с лошади, как раздался пароходный гудок. Лошадь испугалась и рванула по набережной – прямо в толпу людей, наблюдавшую за съемками. К счастью, все обошлось.
Михалков еще не раз оказывался в опасных ситуациях на этих съемках. Например, в сцене, где он «стреляется» с героем Панкратова-Черного. Он ставит себе стакан на голову и предлагает своему оппоненту выстрелить в него. Разумеется, настоящего выстрела не происходит – пиротехники должны были взорвать стакан, как только раздавался выстрел. Панкратов-Черный стреляет, стакан на голове Михалкова, как и положено, разрывается на мелкие кусочки, а сам актер пошатывается и хватается за голову. Дело в том, что пиротехники забыли положить прокладку в шляпу Михалкова, и взрыв произошел прямо на голове актера. То, что это могло закончится плачевно, было очевидно всем. Нерадивого пиротехника Рязанов потом уволил, но сцена получилась эффектная и вошла в картину.