В каждом советском магазине когда-то можно было найти ту самую бело-оранжевую пачку с надписью «СОДА». Бывало и так, что на полках кроме нее вообще ничего не было. Ее и сегодня производят и делает это Башкирская содовая компания. Сейчас она в центре скандала из-за горы Куштау, священной для башкир. Прокуратура занимается вопросами законности приватизации. Подробности узнавала корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
Философия Амира проста, как у всех местных: жить нужно в гармонии с природой. Он пытался наладить жизнь в городе, работал на стройках, но все равно вернулся в деревню, разводит теперь пчел и гусей. Свое экологически чистое мясо, с кормом проблем нет, травы летом много. Если бы гуси знали, каким деликатесом питаются, шутит Амир. Лен уральский, гвоздика иглолистная. На каждом из шиханов своя особая флора и фауна – краснокнижная.
«Эти горы заряжают. Бывали в разных местах. Все равно родная сторона тянет. Я не представляю себе жизнь без наших гор», – сказал житель д.Карайганово (Ишимбайский район) Амир Кунафин.
Сосед Амира тоже рад, что шиханы удалось отстоять. Он сам был в числе защитников. Ездил на гору. Теперь, когда все спокойно, Олег вернулся к привычному делу. У него 20 чистокровных скакунов английской и арабской породы. На каждый Сабантуй они украшение праздника.
«Если бы разработка была, тяжело было бы, потому что у нас тут пастбища, скотина пасется, луга просторные», – поделился житель д. Карайганово (Ишимбайский район) Олег Фетисов.
Городские в отличие от деревенских не так счастливы. Вагонетки пока едут в Стерлитамак. Туда, где расположен содовый завод, везут остатки сырья.
«Если, не дай бог, завод будет закрыт из-за отсутствия сырья, то Стерлитамак превратится в город-призрак, как это случилось с городом Адыгель рядом с Нефтекамском», – считает житель города Стерлитамака Дамир Гарифулин.
Стерлитамак – второй самый крупный в Башкортостане город после Уфы. Здесь живут 270 тысяч человек. Работают в основном на заводах. Содовое производство самое крупное. Но помимо него есть станкостроительный, вагоноремонтный заводы. Здесь готовят цемент и варят пиво. Начинался город с пристани. Отсюда в эпоху Екатерины II отправляли ко двору соль илецкую. А после революции Стерлитамак даже стал столицей первой красной республики – Башкирии. В годы войны город уже крупный промышленный центр. Содовая столица России – так Стерлитамак называют сегодня. Башкирской соды хватает на всю страну. Едет она и за границу.
Завод будет жить и без шиханов. В этом уверены республиканские власти. Есть другие месторождения по химическим свойствам ничуть не хуже. Их разведали на федеральные деньги еще в 2006 году. Старались учесть все капризы БСК. 150 км для компании было далеко, тогда нашли еще два месторождения – в 75 и 45 км.
«Мы хотели взамен шиханам предложить другие участки недр. Там 180 млн тонн ресурсов и запасов. Они получили лицензию на аукционе. Но не стали дальше его разведывать. А по Гумеровскому аукциону вообще не стали участвовать», – сказал советник главы Республики Башкортостан по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности Расих Хамитов.
Нынешняя позиция компании неизвестна. Публичных заявлений нет. Возможно, потому что перспективы для руководства туманны. Акции «содовиков» арестованы, а 14 октября Башкирский арбитражный суд рассмотрит иск о законности передачи содового гиганта в частную собственность.
«В ходе проверки законности отчуждения государственных акций предприятий содовой промышленности в Республике Башкортостан выявлены нарушения в самой процедуре приватизации. В целях защиты интересов государства Генпрокуратурой России заявлен судебный иск об истребовании имущества из незаконного чужого владения», – уточнил официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Андрей Иванов.
Начата еще одна проверка, но уже в отношении чиновника. Главу Ишимбайского района обвиняют в том, что он лично громил лагерь защитников Куштау, но пока следственные действия тормозит больничный чиновника. У него диагностировали COVID-19.
То, что борьба закончилась, защитнику шиханов не верится. Он слишком долго стоял на горе. Потому для него еще все в настоящем времени. Хотя вокруг уже тихо: ни криков, ни звуков бензопил.
«Здесь организаторов как таковых нет. Здесь сама гора Куштау. Сам шихан и позвал людей. Мы никого не звали. Сами приехали с дальних уголков, молодых людей очень много было», – сказал активист Абдрахман Валидов.
Абдрахман Валидов впервые за месяц просто любуется видами. Они теперь под защитой государства. Радий Хабиров, как и обещал, присвоил Куштау статус памятника природного значения.
«Это решение ставит точку во всех вопросах относительно будущей разработки. Куштау будет жить, будет, соответственно, выполнять рекреационные функции, научные функции», – отметил глава Республики Башкортостан.
А еще сакральные. Местные верят в особую силу шихан. С древности считалось, что горы нельзя осквернять, иначе вымрет весь род. Бесплодные женщины у подножия шихан просили ребенка. На вершину взбирались за благополучием и счастьем. Обряды проводят до сих пор. Готовы посвящать в них и туристов. В планах на месте лагеря организовать кемпинг и рассказывать гостям о башкирском чуде.