«Самый топ – Довлатов и Бродский»: что в моде у коллекционеров и как подделывают артефакты?
Коллекционирование предметов искусства и старинных артефактов – популярный способ вложения средств для состоятельных людей. За большие деньги с молотка уходят предметы мебели, личные вещи знаменитостей, ювелирные изделия, книги, произведения искусства и даже посмертные маски. Несмотря на все современные меры охраны, периодически из лучших музеев мира и прямо из рук арт-дилеров крадут бесценные вещи. Так, в сентябре 2020 года в сельском доме в Румынии нашли порядка 200 редких книг, украденных из хранилища в Лондоне в 2017 году. Их общая стоимость оценивается в 3,2 млн долларов. Среди книг были первые издания трудов Галилео Галилея и Исаака Ньютона, редкие издания Данте и сборники набросков Франсиско Гойи. Книги находились в хранилище временно и должны были отправиться на аукцион в Лас-Вегас. Грабители проделали отверстия в крыше, спустились на веревках с 12-метровой высоты, обманув датчики движения. Злоумышленниками оказались члены румынской преступной группировки.
В начале 2020-го большую шумиху в России наделал некий Денис Чуприков, 27 января укравший картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» прямо из Третьяковской галереи. Во время посещения выставки мужчина спокойно вынул полотно из рамы за демонстрационным стендом, вышел из здания и скрылся. Шедевр он спрятал в подвале жилого дома. Чуприкова задержали на следующий день в Одинцовском районе Подмосковья.
А в 2019 году в Италии преступники пытались похитить из церкви Святой Марии Магдалины, расположенной в городе Кастельнуово-Магра, картину «Распятие» знаменитого голландского художника Питера Брейгеля-младшего. Злоумышленники разбили защитное стекло, забрали полотно и скрылись с бесценным шедевром, даже не подозревая, что проглотили наживку. Итальянская полиция была в курсе готовящейся кражи, и вместо оригинала в церкви повесили копию «Распятия».
В то время, как одни предметы становятся добычей воров, другие успешно уходят с молотка – порой за неожиданно высокую цену. Так, в 2019 году на аукционе Hansons была продана книга «Гарри Поттер и философский камень» из первого издания с редакционными ошибками. Хозяин книги выручил за нее 34,5 тысячи долларов, притом что приобрел в 1997 году всего за 1 доллар и 20 центов. Пустить книжку с молотка владелец решил, когда ему потребовались деньги на ремонт дома. Продолжать историю «приключений» на рынке антиквариата и произведений искусства можно долго.
«МИР 24» поговорил о том, что сегодня в моде у коллекционеров в России и как пытаются подделывать артефакты, с аукционистом, экспертом аукционного дома «Антиквариум» Ксенией Павловой.
Как обстоят дела с рынком антиквариата в России, он прозрачен или большая часть находится в тени, как это было в 90-х?
– Он определенно за последние 20 лет изменился, принято много законов, регулирующих эту область. Российский антикварный рынок все больше перенимает практики торговли антиквариатом, принятые в Европе и Америке. Буквально в геометрической прогрессии растет количество аукционных домов, поэтому сегодня огромное количество сделок с антиквариатом проходит именно через аукционы. Аукцион является публичной продажей, поэтому все максимально открыто. Все результаты публикуются в интернете, что снижает риски для покупателей и возможность спекуляции ценами, потому что любой желающий может сравнить уход на предмет, аналогичный тому, какой вы хотите купить или продать.
Что за законы, о которых вы упомянули?
– Первое, что приходит в голову, это закон о ввозе и вывозе культурных ценностей. Может, это не относится конкретно к продаже, но все равно влияет на цену и делает рынок более культурным. Не очень просто сейчас вывезти ценности из России куда-то, и в этом, конечно, есть практический смысл, потому что ценности остаются на территории РФ. Этот закон видоизменяется постепенно – то усложняется, то его делают более гибким. Несколько лет назад у нас появилась Гильдия антикваров-книжников – это профессиональное объединение антикварных книготорговцев, которые по типу европейских НКО стараются влиять на эту область торговли. У них есть кодекс этики, они привлекают игроков этого рынка – аукционные дома, галереи – и пытаются сделать его еще более цивилизованным.
Приходилось ли вам сталкиваться с теневой стороной этого рынка, подделками, которые продают под видом оригинала?
- Конечно, пытаются продать, и очень часто. Но в основном недобросовестные продавцы совершают сделки в частном порядке. Это когда коллекционеру предлагают что-то купить с рук, это очень опасно. Желательно покупать в специализированных местах, потому что они дорожат репутацией и отвечают по закону. После аукциона есть год, когда вы можете подать претензию с тем, что вам продали подделку. Если аукционный дом действительно ошибся, конечно же, он вернет деньги, а человек, который просто продал, исчезнет с вашими деньгами, и ничего с этим сделать уже будет нельзя. Аукционные дома и галереи тщательно проверяют предметы на подлинность. Нам несут очень много подделок, у нас уже глаз «насмотренный». Разумеется, нельзя разбираться во всех предметах антиквариата, и мы детально советуемся с экспертами более узкой специальности.
С какими именно видами подделок вам приходилось сталкиваться?
– Например, живопись. Покупают в Европе какой-нибудь пейзаж и подделывают подпись, сверху просто рисуют в уголочке. Мы тут смотрим манеру письма, иногда делаем экспертизу, которая исследует красочный слой и может определить, что краска в подписи была нанесена позже и не соответствует краске самой картины.
Живопись и графику подделывают и целиком – пишут картину в аналогичной манере и ставят подпись автора. На глаз такое не всегда определишь, поэтому требуется экспертиза. Часто подделывают книги. Но подделать книгу с нуля очень трудоемко, обычно восстанавливают отдельные части дефектного экземпляра. Если, например, у антикварной книги утрачена иллюстрация, могут вставить ее современную копию, выполненную на старой бумаге.
Бывает, что книгу крадут из библиотеки и пытаются тем или иным способом, с помощью специальных растворов вывести печать, которая ставится на титульном листе и на 17-й странице. Но от печати не так просто избавиться – след от нее все равно виден на просвет. Поэтому титульные листы часто восстанавливают так же, как иллюстрации, – делают копию на старой бумаге. Так как книгу не подделывают полностью, а лишь отдельные части, такие манипуляции можно назвать реставрацией. Но любая реставрация снижает стоимость книги. Поэтому если при покупке антикварной книги от вас пытаются скрыть факт реставрации, это повод задуматься о добросовестности продавца. Коллекционеры лучше доплатят, но купят комплект, который будет цениться долгое время, нежели будут покупать какую-то сомнительную книгу со скрытыми дефектами, в которую нет смысла вкладывать деньги.
Бывает, что приносят якобы серебряный антикварный предмет, на котором стоят клейма, свидетельствующие о том, что это серебро. Но, когда мы отдаем его на экспертизу, чтобы проверить металл, оказывается, что это просто какой-то сплав. Но так как стоят штампы, то это очевидная подделка, то есть какой-то злоумышленник хотел нас ввести в заблуждение клеймом.
Что является самым востребованным товаром на рынке антиквариата в России сегодня?
– Есть коллекционеры каждого вида антиквариата, главное, что ценится всегда классика. То есть прижизненный Пушкин или картина Айвазовского будут всегда ликвидны. Бывает, что цена колеблется, когда-то интерес падает, когда-то – возрастает, но в целом это всегда ликвидно. Первые имена, например, Пушкин, Лермонтов, Айвазовский, Кончаловский, Перов, всегда пользуются популярностью.
В 2019 году некоторые эксперты говорили о кризисе рынка антиквариата, как он чувствует себя сейчас, в период пандемии коронавируса?
– Рынок антиквариата периодически переживает кризис, но, как правило, вместе со всей страной. В 2008, 2014 годах был спад, а сейчас в целом, насколько это возможно при пандемии, спрос даже увеличился. От скуки люди во время пандемии торговались, покупали что-то, вкладывали деньги в искусство. Так что, даже несмотря на пандемию, я не могу сказать, что наблюдается какой-то спад.