Невосполнимая потеря. Накануне не стало народного артиста Советского Союза Армена Джигарханяна. Ему было 85. Вся жизнь Армен Борисовича была связана с театром, но в нашей памяти навсегда останутся его образы в кино. Обаятельные злодеи, карикатурные бандиты и романтические герои. У каждого из нас свой Джигарханян.
«Много лет я работал в Ереванском русском театре, играл Медведя в «Красной шапочке», там же z играл Короля Лира. Вот что такое творчество. Играя Медведя, я играл Короля Лира», – говорил Армен Джигарханян.
Он мог сыграть все. И брался за это все с одинаковой серьезностью и скрупулезностью. Выдающийся лицедей в лучшем понимании этого слова. «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где играл Джигарханян» – эпиграмма Валентина Гафта, которая точно определяет место Армена Борисовича в отечественном кинематографе. Сколько ролей на его счету, не знает даже мастер. Говорят, больше 300. Он якобы внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Правда, этому никогда не было письменного подтверждения.
«Я выдумщик. Над вымыслом слезами обольюсь» – про нас сказал великий гений. Сейчас я иногда думаю, что, может быть, я был бы лучше врач», – делился Джигарханян.
Но профессию он выбрал еще детстве. Родился в Ереване в семье тифлисских армян. Мама Елена Васильевна – сотрудник Совета министров республики и заядлая театралка. Вместе с сыном не пропускала ни одной премьеры.
«У меня была поразительная мама. Она была с великим юмором! Великим!», – говорил Джигарханян.
Любовь к лицедейству Джигарханяна до ГИТИСа довела. Но его туда не взяли. Якобы из-за акцента.
«В пять часов вечера из города выехал поезд в эту сторону. Ровно в это же время вышел другой поезд в эту сторону. Они не встретились. Он потом сказал: «Знаешь, почему? Не судьба!», – вспоминал артист.
В Москву его все же пригласили. После пяти лет в Ереванском театре и ролей в фильмах студии «Арменфильм». Там он начинал помощником оператора. В столице два года в «Ленкоме», затем «Маяковка», где актер прослужил почти 30 лет. На его спектакли собиралась вся Москва. Чего только стоит «Трамвай «Желание». Четверть века – аншлаг.
«Большего эмоционального впечатления я в театре никогда не получал. Был знаменитый фильм «Трамвай «Желание» с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Но, на мой взгляд, этот спектакль выше. И играли они лучше», – поделился кинорежиссер, народный артист России Карен Шахназаров.
Театр иначе как религией Джигарханян не называл. «Ты, когда идешь в эту религию, берешь самое главное – ответственность за это. А не говоришь, что мне так сказали, поэтому я туда пошел. Нет. Так ты обязательно мимо проскочишь», – говорил Джигарханян.
Он не проскочил и попал в самую точку. В сердце и душу зрителя. «Здравствуй, это я» – картина об ученом-физике принесла Джигарханяну не только всесоюзную славу, а еще и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. А потом была роль хитроумного чекиста Артузова в фильме «Операция Трест». За семь лет до Михаила Боярского Джигарханян примерил образ Д'Артаньяна в телеспектакле «20 лет спустя». Правда, до наших дней пленка не дошла. Из-за дефицита ее вновь пустили в дело. Но чаще у Джигарханяна были мелкие роли, которыми он мог «украсть» любой фильм у остальных актеров. Белый офицер Овечкин из «Неуловимых». С незабываемым тиком, который придумали во время съемок. Безжалостный убийца из культового фильма «Тегеран-43». И Горбатый, пытающийся свести счеты с отважным Шараповым. Он был органичен в любой роли. Обаятельный злодей или романтик, интриган или философ. Любой образ по зубам.
На роль судьи Криггса его взяли без проб. А на съемках он мог сделать так, что со смеху падала вся группа. Не бойся быть смешным, говорил он. А еще поющим. Хотя казалось бы – ни голоса, ни слуха. Хрипотца Джигарханяна знакома даже детям. Голосом Армена Борисовича говорит одноногий Сильвер из «Острова Сокровищ» и тот самый Волк.
«Сутулый Джигарханян и совершенно горбатый волк. Я думаю: ну, все. Он подошел, посмотрел, говорит: «Симпатичный волк», – рассказал режиссер-мультипликатор, народный артист России Эдуард Назаров.
В лихие 1990-е, когда кино уже не то, Джигарханян не сбавляет темпы. Как-то раз за год снялся в 14 картинах. Коллеги говорили, что не разборчив, берется за все подряд.
«Даже если роль плохая, а он видит тот пульс, за который может уцепиться, сделать его своим, он будет играть эту роль», – отметил народный артист СССР, кинорежиссер Владимир Наумов.
Так и получилось. Чего стоит Козюльский из «Ширли-Мырли». Собирательный образ бандита тех лет. Жадный и жестокий, но очень смешной.
1997 год. Эфир программы «Вместе». Джигарханян рассуждает о смене эпохи в стране и кино: «В нас проснулся разрушитель. Мы очень вожделенно, можно сказать, начали рушить и крошить». К этому моменту он уже директор собственного театра. Выбивает себе здание у станции метро «Университет», приглашает почти всех своих учеников из ВГИКа и с головой погружается в процесс. «Много хожу с протянутой рукой. Не стесняюсь этим заниматься. Это моя жизнь. Это то, чем я занимаюсь», – признавался артист.
Здесь он нашел свою последнюю любовь. Первая жена актриса Ереванского театра Алла Ванновская закончила жизнь в психбольнице. Вторую он отбил – Татьяна Власова была замужем. С Джигарханяном прожила почти 30 лет, а потом уехала за океан. Третья пассия младше на полвека с редким именем Виталина. «Основа любого творчества – это любовь», – говорил Джигарханян. Тихая блондинка, по образованию музыкант умело сыграла на струнах души маэстро. Конец жизни превратился в ад. Громкий развод, скандалы и дележ имущества. Их имена не сходили с полос желтой прессы.
Его талант был настолько велик, что он, перешагнув ступеньку заслуженного артиста, сразу стал народным. Сначала РСФСР, потом Армянской ССР, а в 1985-м всего Советского Союза.
«Нельзя выдумывать какую-то там жизнь, надо жить! Вот я думаю, что это самое трудное», – подчеркивал Армен Джигарханян.
Специальный выпуск телевикторины «Игра в кино», посвященный киноролям Армена Джигарханяна, смотрите на телеканале «МИР» в понедельник в 21:40.