«Барон Сибирский»: как российский бизнесмен получил титул от британской королевы
Бывало так: рожденный при социализме становится капиталистом, а если очень повезет, то и бароном. В Великобритании на этой неделе появился «барон Сибирский». Да-да, это не шутка. Благородный титул от самой королевы получил русский – Евгений Лебедев, светский лев и медиамагнат. Тут сразу возникает два вопроса: за какие заслуги и причем здесь Сибирь? Ответы на них искал корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
2015 год. Холодной январской ночью на одной из лондонских улиц замечены двое бездомных, чьи лица многим подозрительно знакомы. При внимательном рассмотрении это оказываются никто иной как мэр города Борис Джонсон и его друг Евгений Лебедев. «Русский бизнесмен», медиамагнат.
«Я вырос с убеждением о том, что страна должна заботиться о людях, которые оказались в таком положении», – рассказал Евгений Лебедев.
В отличие от обычных лондонских бомжей, Жене с Борей, как их иногда называют, за одну ночь удалось собрать 75 миллионов фунтов стерлингов. Примерно как годовой бюджет среднего российского города. Деньги пошли на благотворительность. И вот, всего через пять лет, примеривший на себя роль бездомного Лебедев уже барон.
«Королеве было угодно жалованной грамотой, скрепленной Большой государственной печатью, присвоить пожизненный титул барона Соединенного Королевства Евгению Александровичу Лебедеву под именем барона Лебедева из Хэмптона в лондонском районе Ричмонд-на-Темзе и Сибири в Российской Федерации».
«Монарх одной страны не может жаловать титулы, связанные с территориями в другой стране, никак. Это, во-первых, не принято с точки зрения этики. Здесь, очевидно, имела место какая-то бестактность со стороны людей, готовивших это решение», – считает директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов.
В России даже ждали официальной ноты МИДа. Неужели британская королева посягнула на Сибирь? Но оказалось, что все дело в трудностях перевода, точнее, неверного прочтения присвоенного Лебедеву титула.
«Титул «Лорд Лебедев». Точка. Все, что идет после запятой, уже не считается титулом», – сказала журналист Мария Слоним.
Говорят, он хотел именоваться «бароном московским», но как раз тут дипломатия, видимо, взяла верх. Вместо российской столицы выбрали Сибирь – тоже ассоциация с Россией. О том, что королева собирается сделать Лебедева пэром, то есть британским дворянином в титуле барона, стало известно еще летом. Его включили в Палату лордов. Так что Лебедеву формально открыт путь в политику: верхняя палата британского парламента нередко возвращает законы на доработку.
«Конечно, у Палаты лордов нет огромных полномочий, но, во всяком случае, вот такой вот парламентский пинг-понг, то есть, фактически отлагательное вето, Палата лордов имеет. Лорды не зависят от политической конъюнктуры, то есть от веяний сегодняшнего дня. Поэтому в этом смысле такой институт полезен», – отметила руководитель Центра британских исследований РАН Елена Ананьева.
Чтобы стать бароном, то есть занять низшую ступень дворянства, нужно иметь особые заслуги перед Великобританией. Например, в благотворительности. Лебедев занимается меценатством, поддерживает социальные проекты. При этом всячески демонстрирует дружбу с нужными людьми. Вот они вместе с Джонсоном пришли в школу на урок литературы. К тому времени, как мэр Лондона займет кресло премьера, у него готов список особо отличившихся. И он передаст его на утверждение королеве.
«Каждый премьер-министр старается в Палату лордов пропихнуть, конечно, каких-то своих людей, которые будут голосовать за их законопроекты и прочее», – добавила Мария Слоним.
И ладно бы, если просто друг Джонсона. Но, во-первых, русский, во-вторых – сын шпиона.
«Я – лондонец. Я обожаю Лондон. Живу здесь с восьми лет», – сказал Евгений Лебедев.
Если он и покорял Лондон, то отнюдь не так, как Александр Дюма – Париж или Мадонна – Нью-Йорк. Барон Лебедев с самого рождения принадлежал к элите. Советской. Дед по матери – биолог, академик, профессор МГУ. Отец – агент КГБ, разведчик. Устроился работать в посольство СССР в Лондоне, когда сын только пошел в школу.
«Я жил в закрытом мрачном обществе. Там не было свободы передвижения, свободы мнений», – добавил Евгений Лебедев.
Он бы, скорее всего, вернулся туда, откуда приехал, если бы не отец. Подполковник Александр Лебедев, выйдя в отставку, решил порвать с социализмом и стать капиталистом. После перестройки вместе с бывшими коллегами основал «Русскую инвестиционно-финансовую компанию», которая вскоре вошла в банк «Империал». Дальше был классический путь влиятельного российского бизнесмена: участие в избирательной кампании Бориса Ельцина, мандат депутата Госдумы. В итоге Лебедев-старший – бенефициар Национальной резервной корпорации. Более 30 активов от санаториев до авиакомпаний, в России и за рубежом.
После знаменитой драки с другим миллиардером Сергеем Полонским Александр Лебедев – по-настоящему медийное лицо. В наказание метет дороги перед телекамерами, а затем едет в Лондон, где замечен на светских приемах. Там у него есть часть бизнеса: газеты Evening Standard и Independent. Там же – выросший сын от первого брака.
Молодой денди Евгений, получив британское подданство лишь в 2010-м, в подарок от отца получил и два местных издания. Статус и деньги открыли двери в лучшие дома королевства. Вот, например, закоренелый холостяк Лебедев-младший на свадьбе своей тезки, принцессы Евгении Йоркской. А вот в компании прямых наследников престола – принца Чарльза, принца Уильяма, а также супермодели Наоми Кэмпбелл, футболиста Дэвида Бэкхема и его супруги Виктории.
«Есть все-таки до сих пор понятие старых денег и новых денег. Старые деньги – это аристократия, она не показывает этих своих денег. Новые деньги – это Лебедев. Он устраивает вечеринки, балы, икра», – отметила Мария Слоним.
И не только говорят. Пишут и даже немного фотографируют. Например, в объективы фотокамер два года назад попал все тот же Борис Джонсон. Он возвращался из итальянского особняка Лебедевых. Как заметили летевшие с ним пассажиры, Джонсон, видимо, ночевал в одежде. Что ни говори, а у Лебедева скучно не бывает.
Вряд ли найдется много людей, с которым так близко дружит сэр Элтон Джон, кстати, тоже отмеченный королевой. Певцу и рыцарю барон Лебедев готов пожертвовать едва ли не самое сокровенное.
Для того, чтобы начать заседать в парламенте, Лебедеву нужно пройти церемонию введения в палату. Новичок для этого облачается в красную мантию, отделанную горностаем. Правда, говорят, в наше время используют кроличий мех.