«Я бы не стерпела, увидев в нем другую пару ягодиц»: история «голого» платья из фильма «Высокий блондин в черном ботинке»
В 1970-х годах советские люди еще не были избалованы американскими блокбастерами, зато с удовольствием ходили в кино на французские комедии. Особенно зрителям полюбились фильмы с трогательным и смешным Пьером Ришаром, который блестяще играл роли «везучих неудачников», попадавших в самые нелепые и головокружительные передряги. Одной из любимых комедий с Ришаром до сих пор остается фильм «Высокий блондин в черном ботинке». В нем Ришар сыграл скромного и неуклюжего скрипача Франсуа Перрена, который оказывается втянут в секретную операцию французской контрразведки. Его по ошибке принимают за секретного суперагента, однако сам Перрен ни о чем не подозревает, в то время как на него уже объявлена охота...
Когда в 1974 году эту картину показали в Советском Союзе, она произвела настоящий фурор. Но поразили зрителей вовсе не спецэффекты и игра актеров (хотя последняя как всегда была на высоте). Настоящим шоком для целомудренной советской публики стала сцена с обворожительной Кристин, которая по заданию разведки должна была «расколоть» мнимого агента-Перрена, но вместо этого влюбилась в него. Роль белокурой красавицы досталась Мирей Дарк – известной французской актрисе и многолетней любви Алена Делона. Появление ее героини стало самым запоминающимся моментом в фильме – и все благодаря смелому платью с открытой спиной, вырез которого обнажал самые интимные участки тела актрисы. После выхода фильма модельеры по всему миру стали копировать этот тренд, и вскоре платья с открытой спиной потеснили пусть и классическое, но слишком прямолинейное декольте. О том, кто сшил знаменитое платье с изюминкой, где оно хранится сейчас и что случилось, когда Пьер Ришар впервые увидел свою партнершу в таком образе – читайте в нашем материале.
Сексуальная революция на подиуме
Создателем знаменитого платья стал французский модельер Ги Ларош. Свою карьеру в мире моды он начал с создания дамских шляп, а в 1955 году решил отправиться в Нью-Йорк, чтобы учиться производству одежды у тамошних мастеров. И уже в 1957 году, вдохновившись опытом соотечественников и западных кутюрье, Ларош основал собственный дом высокой моды в Париже. В том же году он представил свою первую коллекцию вечерних нарядов, которая стала сенсацией.
Дело в том, что вплоть до начала XX века даже самые модные девушки не могли и подумать о том, чтобы показаться на публике в платье, открывающем плечи или спину. Но 1950-е стали поворотным моментом в истории как французской, так и мировой моды. Все модные дома, которые были вынуждены закрыться на время Второй мировой войны, вернулись к работе с новыми силами. И если в 1947 году революцию в стране производил Кристиан Диор со своими необычайно пышными юбками, то с началом нового десятилетия на арене высокой моды заблистали совершенно новые имена: Мари-Луиза Карвен, Жан Дессе, Ив Сен-Лоран и другие. Особое место среди новаторов в моде занял Ги Ларош. Молодой дизайнер бросил отчаянный вызов консерватизму и не прогадал, хотя сначала его откровенные платья решились надеть не многие – все-таки переступить границы общественной морали не так-то легко.
«На меня уставились 20 пар глаз, и вдруг – молчание!»
Но здесь на помощь Ларошу пришел кинематограф. Вскоре после того, как он основал собственный именной бренд, к нему стали обращаться не только зажиточные француженки, но и киноактрисы. Не устояла перед его изысканными творениями и Мирей Дарк, с которой Ларош был в приятельских отношениях.
Так началась история одного из самых сексуальных платьев в истории. Ги и Мирей сразу решили: у платья непременно должен быть вырез на спине. Однако ассистент дизайнера, Моник де Валансэ, предложила пойти дальше и сделать наряд еще более провокационным. Эффект превзошел все ожидания. На съемочной площадке Дарк появилась в элегантном черном платье в пол, которое на первый взгляд казалось максимально сдержанным: высокое горло, длинные рукава – истинный образец целомудрия! Единственным украшением актрисе служила массивная цепочка с кулоном в виде якоря. В таком виде Кристин впервые предстала перед озадаченным Перреном. И вот, когда внимание зрителя полностью сосредоточено на их диалоге, героиня внезапно поворачивается спиной, и... публика немеет. Мы видим полностью обнаженную спину актрисы и даже верхнюю часть ее ягодиц. Чтобы подчеркнуть чувственные изгибы и тонкую талию Мирей, Ларош соединил края ткани тонкой золотой цепочкой. И в совокупности все это смотрится не вульгарно, а очень женственно и сексуально.
Много лет спустя после выхода картины Мирей Дарк вспоминала, как отреагировали на ее наряд коллеги из съемочной группы.
Любопытно, что одним из последних легендарное платье увидел сам Пьер Ришар. Режиссер решил не предупреждать актера, чтобы его удивление в кадре было неподдельным. Но, к сожалению, версия с крупным планом его первой реакции не вошла в финальный монтаж – лишь средний план и восторженное «Уф, уф!»
Национальное достояние Франции
Сцена с платьем поразила не только советскую, но и более раскрепощенную французскую публику. Вот как вспоминал об увиденном легендарный модельер Кристиан Лубутен: «Одно из моих первых воспоминаний – это появление французской актрисы Мирей Дарк по телевизору. Она была одета в платье с открытой спиной, и вы могли увидеть трещинку ее задницы. Помню, я подумал: «Вау – вот это платье!»
Спустя два года создатели решили повторить успех первого наряда: специально для сиквела «Возвращение высокого блондина» было изготовлено похожее белое платье все с тем же провокационным разрезом на спине. В нем Кристин появляется на сцене концертного зала в одном из эпизодов фильма. Как и предыдущее, это платье шикарно смотрелось на ее стройной фигуре, но все-таки наибольшую славу снискал первый, черный вариант.
Платье, сшитое в мастерской Ги Лароша, стало настолько культовым, что французы фактически признали его своим национальным достоянием. Долгое время оно хранилось в личной коллекции Мирей Дарк, а когда в 2005 году актриса устроила распродажу своих кинонарядов, то наотрез отказалась продавать его, гордо заявив: «Я бы не стерпела, если бы увидела в нем другую пару ягодиц!» После смерти кинодивы в 2017 году легендарное платье обрело новый дом. Сегодня оно хранится в Лувре, и прийти полюбоваться им может любой желающий.
Мирей Дарк очень гордилась тем, что такой наряд был только у нее. Однако благодаря популярности фильма о приключениях высокого блондина такой фасон быстро вошел в моду, и многие модельеры стали шить похожие платья. А наиболее приближенную версию изготовил сам великий кутюрье: в 2005 году Ги Ларош сшил похожее платье темно-синего цвета для американской актрисы Хилари Суонк. В нем она получала свой второй «Оскар».