Секреты «Ералаша»: миф о названии, шутки про «интим» и ссора с Шаинским
В последнее время все чаще можно услышать фразу: коронавирус забирает лучших. Уже не один десяток талантливых актеров, музыкантов, режиссеров и других людей из мира искусства погубила эта страшная болезнь. Очередным горьким ударом стала смерть известного российского режиссера и сценариста Бориса Грачевского. Сначала он лечился дома, но 28 декабря попал в больницу в тяжелом состоянии. Спасти его врачам не удалось: 14 января Борис Грачевский скончался в реанимации.
Его имя всегда будет неразрывно связано с «Ералашем» – любимым юмористическим киножурналом, который вырастил не одно поколение советских и российских школьников. Съемки в этом сериале открыли дорогу в кино и на эстраду многим талантливым актерам и исполнителям. Свой звездный путь в «Ералаше» начинали Сергей Лазарев, Влад Топалов, Наталья Ионова (Глюк’oZa), Александр Головин, Анастасия Задорожная, Федор Стуков, Анастасия Сиваева, Михаил Казаков, Анна Цуканова и многие другие. Редакция «МИР 24» приносит глубочайшие соболезнования всем близким Бориса Юрьевича, в память о нем и его главном детище – наша сегодняшняя статья.
История «Ералаша» началась в 1974 году. Изначальным вдохновителем проекта стала известный режиссер Алла Сурикова. Она предложила создать для детей юмористический киножурнал и назвать его «Фитилек»: предполагалось, что сериал станет детской версией популярного в то время сатирического киножурнала «Фитиль». В ЦК КПСС задумку Суриковой одобрили. Основателями киножурнала стали режиссер Борис Грачевский и драматург Александр Хмелик. Однако название «Фитилек» им не понравилось и они решили придумать новое.
Согласно популярной легенде, среди школьников был объявлен конкурс на лучшее название для киножурнала, и слово «Ералаш» было взято из письма одной из участниц. Но в 2013 году Сурикова и Грачевский развеяли этот миф. Оказалось, что название придумала дочь Хмелика – Мария.
Киножурнал начал выходить в эфир в 1974 году. Премьерный выпуск состоял из трех миниатюр, и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Каждый год журнал выпускал по шесть серий, с 2010-го года их число выросло до десяти. Сейчас об этом помнят только люди советского поколения, но изначально выпуски «Ералаша» показывали в кино перед сеансами – так же, как сейчас показывают трейлеры разных фильмов. И только во времена перестройки киножурнал превратился в тележурнал.
Фото: ТАСС/Григоров Гавриил
Доброй традицией «Ералаша» стали короткие мультипликационные заставки, предваряющие каждую серию. Заставки постоянно менялись, а вот вступительная песня оставалась прежней. Наверняка каждый из вас без запинки сможет пропеть: «Мальчишки и девчонки, а также их родители, веселые истории увидеть не хотите ли?» Стихи для музыкальной заставки написал Хмелик, затем их представили музыкальному редактору киностудии имени Горького, который утвердил текст.
А вот с музыкой определились не сразу. Сначала написать мелодию к стихам предложил Владимир Шаинский. Однако в процессе работы он убрал большую часть слов, поэтому от его услуг отказались. В итоге выбор пал на мелодию, сочиненную композитором Алексеем Рыбниковым. В 1997 году другой композитор, пианист Теодор Ефимов выполнил аранжировку заглавной песни киножурнала. Эта версия и звучала в заставке вплоть до 2005 года, а также в титрах до 2013-го. В остальное время зрители могли слышать ту же композицию в аранжировке Александра Клевицкого.
Созданный Грачевским и Хмеликом киножурнал служил и продолжает служить одной главной цели – радовать детей, к какому бы поколению они ни принадлежали. Тем не менее «Ералаш» всегда шел в ногу со временем, отвечая настроениям эпохи. Сначала он действительно напоминал «Фитиль». Особенно ярко это прослеживается в самых первых выпусках. Так, в миниатюре «Позорное пятно» перед нами предстают уже хорошо знакомые типажи, такие, как не в меру активная пионерка, сующая нос не в свое дело. Здесь есть место и для сатиры, и для критики – все, как и во взрослом «Фитиле». Таким образом, в 70-е годы центральным звеном каждого выпуска «Ералаша» была все-таки не шутка, а мораль.
В 80-е настроение киножурнала несколько изменилось. В центре сюжета по-прежнему были дети и их окружение, но, к примеру, добрые дела, которые рвались делать пионеры, часто становились абсурдными и комичными. На рубеже 80-х и 90-х выпуски «Ералаша» начинают становится все взрослее и серьезнее. Одной из центральных тем становится тема детской и юношеской влюбленности, а в новелле «Про это» даже появляются шутливые намеки на «интим». В 90-е журнал переживает настоящий расцвет: именно в это десятилетие было снято наибольшее число выпусков. Яркие приметы времени мелькают в каждом эпизоде: культ жвачки и «сникерсов», игра в «резиночку», модная джинса и др.
С наступлением нулевых «Ералаш» переживает «перезагрузку». В выпусках затрагиваются все те же вечные темы, но раскрывают их создатели уже по-новому – с оглядкой на новое, современное поколение детей и их ценности. Именно тогда, в 2000-х, в «Ералаше» появляются Сергей Лазарев, Юлия Волкова, Наталья Ионова и другие будущие звезды российской поп-сцены. Также в сериале регулярно принимают участие известные взрослые актеры, музыканты и телеведущие: Максим Галкин, Татьяна Лазарева, Лариса Гузеева, Дмитрий Нагиев, Леонид Ярмольник и др.