«Все ужасы вековой кабалы я видел в их наготе»: как Салтыков-Щедрин был чиновником и боролся за свободу народа
В русской литературе XIX века выделяют ряд писателей, которые стали предвестниками революции. В их числе Гоголь, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Чернышевский и, конечно же, Салтыков-Щедрин – автор «Господ Головлевых» и «Истории одного города», «Премудрого пискаря» и «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Михаил Евграфович был мастером социально-политической сатиры, что также роднит его с «заграничными» Вольтером, Джонатаном Свифтом и Марком Твеном. Он считал строй российского общества жестоким и несправедливым по отношению к крепостному крестьянину – по сути рабу, не имеющему никаких прав, покорно принимающему свою участь и воспринимающему смерть, как избавление, – и безжалостно изображал моральное разложение дворян.
Писатель говорил, что многое о жизни узнал уже в первые 10 лет своей жизни, которые провел в имении своей семьи в глухом селе Спас-Угол. Отец, Евграф Васильевич Салтыков, был на 26 лет старше матери, Ольги Михайловны Забелиной, которую выдали замуж в 15 лет, как только жених вышел в отставку в чине коллежского советника. С тех пор Ольга Михайловна все время была беременна – она родила девять детей – и занималась исключительно хозяйственными вопросами. Отец был мягок и погружен в религию, главой семьи по сути являлась мать. Все цели Ольги Михайловны сводились к накоплению богатства, при этом дети недоедали, барчат воспитывали в ежовых рукавицах – к ним часто применяли физические наказания, даже первое осознанное воспоминание Салтыкова-Щедрина (Щедрин – устоявшийся псевдоним писателя) было связано с сечением розгами в возрасте примерно двух лет. Тем не менее между хозяйскими детьми и крепостными пролегала целая пропасть. Отношение к крестьянам было традиционным для той поры – сугубо потребительским и циничным, например, Ольга Михайловна запрещала своим дворовым девкам выходить замуж.
В 10 лет юный Михаил Салтыков (кстати, к знатному роду Салтыковых семья не имела отношения, изначально фамилия была Сатыковы) поступил в Московский дворянский институт, а через два года – в Царскосельский лицей. Если Пушкин был в первом выпуске лицея, то Салтыков-Щедрин – в 13-м. По традиции на каждом курсе был свой поэт, так и Михаил Салтыков начал литературную деятельность со стихов, которые у него не получались, поэтому период поэзии быстро закончился. Не обошлось и без ссылки. «Россия – государство обширное, обильное и богатое; да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве», – говорит автор в повести «Запутанное дело». Французская революция 1848 года всколыхнула российское общество, начался период ужесточения цензуры – появился «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений». За «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западною Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (речь прежде всего о повестях «Запутанное дело» и «Противоречия») Михаил Салтыков был арестован и по решению Николая I сослан в Вятку.
Известный нам сегодня в первую очередь как смелый обличитель самодержавно-крепостнического режима и буржуазных отношений, Салтыков-Щедрин после окончания лицея построил блестящую карьеру чиновника. К ссыльным в провинции относились аккуратно – сегодня ссыльный, а завтра – человек с полезными связями. В 1848 году писатель стал старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем – правителем губернаторской канцелярии, через два года его назначили советником губернского правления... Кстати, в Вятке Михаил Евграфович нашел свою судьбу: одну из дочерей-близняшек вице-губернатора – Елизавету Аполлоновну Болтину, Бетси. Когда они познакомились, девушке было всего 12 лет, Салтыкову – 26. «То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!» – описывал свои чувства молодой чиновник. «Залетела ворона в барские хоромы», – заявила мать и лишила сына материальной помощи. Свадьба состоялась в 1856 году, когда Бетси исполнилось 16 лет, семья Салтыковых ее байкотировала. Надо сказать, что этот брак действительно не был удачным.
Фото: Елизавета Аполлоновна Болтина и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Сохранились свидетельства, что на службе Салтыков-Щедрин был самостоятельным, деятельным, требовательным, старался защищать интересы простых людей, искоренять бюрократию, взяточничество и другие укоренившиеся в чиновничьем аппарате пороки. За это он даже получил прозвище «вице-Робеспьер». Благодаря ссылке он хорошо узнал провинциальную жизнь, что нашло отражение в «Губернских очерках» и всем последующем творчестве писателя. Он прожил в Вятке с 1848-го по 1855 год, когда ему наконец разрешили покинуть место ссылки. В 1856 году начал службу в Министерстве внутренних дел, в 1858-м был назначен рязанским вице-губернатором, а в 1860 году – вице-губернатором Твери, где проработал два года. Именно впечатления от Твери легли в основу «Истории одного города» – гротескной летописи города Глупова, в которую Салтыков-Щедрин встроил модель российской власти и общества. Существует мнение, что «Сто лет одиночества» Маркеса – парафраз щедринского романа.
После Твери последовала должность управляющего Пензенской казенной палатой, Тульской казенной палатой, и, наконец, Рязань. В общем счете Салтыков-Щедрин служил чиновником 20 лет, в 1868 году по велению императора Александра II он был уволен в отставку как «чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы». Случилось это в результате конфликта Салтыкова-Щедрина с губернатором Тулы Михаилом Романовичем Шидловским, на которого он написал памфлет «Губернатор с фаршированной головой». Этот герой потом «переехал» в «Историю одного города» под видом градоначальника Прыща. На момент отставки писателю было 42 года, и он окончательно убедился в том, что при существующем общественном строе глобальные улучшения в жизни народа невозможны. С этого момента он полностью посвятил себя литературе, остросоциальной сатире.
Говоря о литературном наследии Салтыкова-Щедрина, его часто связывают с влиянием Николая Васильевича Гоголя: у одного нос отделяется от хозяина и гуляет сам по себе по Петербургу, у второго – чиновник с органчиком вместо головы. Фантастический гротеск – жанр, в котором работали оба писателя, гиперболизировавшие следы разложения общества в своих героях. У Гоголя – крепостные, которые являются объектом купли-продажи даже посмертно, и помещики, разложенные по степеням деградации, у Салтыкова-Щедрина – беспросветные «Господа Головлевы». У обоих – смех сквозь слезы и трагичный образ маленького человека, к гоголевской «Шинели» восходит эпизод с украденной шинелью в «Запутанном деле». Салтыкова-Щедрина любили и называли «прокурором русской общественной жизни» – как бы желчно он ни писал, целью была общая борьба за освобождение и гуманизацию общества, которая давала свои плоды. 19 февраля (3 марта) 1861 года был провозглашен Манифест об отмене крепостного права.
Последней книгой Михаила Евграфовича стала «Пошехонская старина», в которой он обратился к потомкам: «Не погрязайте в настоящем, но воспитывайте в себе идеалы будущего. Не давайте окаменеть сердцам вашим и пристально вглядывайтесь в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего». Последняя глава была дописана в марте 1989 года, а в апреле писатель скончался в возрасте 63 лет.