Добрые гномики или друзья сатаны: домовые в легендах разных народов
Когда какая-то вещь внезапно пропадает, мы в шутку говорим: «Домовой утащил». Но нашим предкам было совсем не до смеха: к такому существу, как домовой, относились со всей серьезностью и почтением. Испокон веков на Руси старались угодить этим домашним духам, считая их заступниками и хранителями очага. Запечник, прибаутник, сверчковый заступник, избянной большак, кормилец, жировик – у домового было множество имен. Считалось, что хорошим хозяевам, которые живут в чистоте и порядке, домовой будет во всем помогать. А вот лентяям и неряхам несдобровать – им запечный дух покажет весь свой норов. Фактически любые несчастья списывали на проказы домовых. Пропадают вещи, посуда валится из рук, молоко скисает, печка не топится – значит, домовой недоволен.
Поэтому так важно было постоянно задабривать своего хранителя. Для этого даже придумали особый праздник – День угощения домового (у славян – Кудесы, Велесичи), который традиционно отмечали 10 февраля. В этот день домового полагалось задабривать всевозможными лакомствами. После ужина за печкой обязательно оставляли горшочек каши, предварительно обложив его горячими углями – чтобы каша не остыла к тому моменту, когда все уснут, и домовой выйдет из своего укрытия. Кроме того, домовые считались большими сладкоежками, поэтому в ход также шли пироги, конфеты и пряники. И, конечно, негоже было оставлять «дедушку» без стакана парного молока, а то и чего покрепче – тогда его расположение точно гарантировано.
Но далеко не во все времена домовые считались добрыми существами. Среди их прозвищ были и такие: лихой, жировой черт, сатана, злой дух, мертвец, смерть и прочие названия, характерные для нечистой силы.
Кто же они такие – безобидные хранители очага или коварные демоны? Как русские домовые связаны со славянским богом Велесом? И чем английские «брауни» отличаются от норвежских «ниссе»? Подробнее об этих удивительных созданиях – в материале «МИР 24».
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
Дети Велеса и косматые духи предков
Как вы уже догадались, волшебные хранители домашнего очага существуют в мифологии практических всех стран мира. У славянских народов, включая русичей, с ними связано очень много поверий и обычаев. Секрет происхождения домового кроется в названии праздника, о котором мы говорим сегодня – Велесичи. В этот день на Руси чествовали языческого бога Велеса – одного из главных языческих богов древних славян, второго по значимости после Перуна. Вместе с Велесом почитали и его небесных воинов – велесичей. Они считались детьми Велеса, которые спустились с неба и поселились среди людей. Среди них были могучие древние богатыри, а также духи лесов, полей, вод и гор. В зависимости от места обитания они получили разные имена: те, что остались в лесах, стали лешими; обитателей болот, рек и озер прозвали водяными; жители полей превратились в полевых. А некоторые духи настолько привязались к людям, что решили жить прямо у них в домах – так и появились домовые.
Если вы родились в Советском Союзе, то наверняка помните мультфильм про Домовенка Кузю – маленького чумазого человечка, который обитал за печью, дружил с котом и Бабой Ягой. Примерно так мы и представляем себе этого персонажа: нечто среднее между гномом и лешим – лохматое, юркое и шкодливое. Но правда в том, что наши предки представляли себе домовых совсем по-другому.
Помните, выше мы упоминали, что некоторые велесичи – это духи пращуров? Так вот, восточные славяне верили, что домовой – это никто иной, как основатель рода, либо последний умерший в семье. Также домовой мог являться в облике ныне живущего хозяина или самого старшего члена семейства. Впрочем, он не был целиком похож на человека и имел некоторые звериные черты, выдававшие в нем существо из другого мира. У домового могли быть длинные, как у зайца, уши, острые когти, клыки и тело, покрытое густой шерстью (ее оттенок часто совпадал с цветом волос человека, чьи черты перенимал дух). Однако при всем при этом он мог быть очень добрым и заботливым помощником и считался полноценным членом семьи. Поэтому если хозяева переезжали в другой дом, перед отъездом они обязательно звали домового с собой в новое жилище, говоря: «Хозяин мой, пойдем со мной». На новом месте тоже проводили ряд ритуалов: в подпол клали монетки, а от первого каравая, испеченного в новой печи, отрезали горбушку и клали ее под печь – для домового. Кстати, восточные славяне верили, что тот, кто первый переступит порог нового дома, после смерти станет домовым.
Приспешники сатаны и соблазнители вдов
Домовой, каким бы добрым и безобидным он ни был (а это далеко не всегда так), несомненно, относится к нечистой силе. Однако и здесь есть ряд оговорок. К примеру, это единственный представитель потустороннего мира, который не боится икон, молитв и крестного знамения. Поэтому даже во времена христианской Руси считалось, что домовые спокойно могут жить в домах верующих.
Вообще приход христианства сильно изменил отношение к домовым, фактически уравняв их со всеми прочими бесами. Возникла новая легенда, согласно которой домовые – это бывшие сподвижники Люцифера, то есть изгнанные с неба ангелы. Те, чьи грехи были самыми тяжкими, отправились прямиком в Преисподнюю. Но были и другие – те, что покаялись перед Богом, и Он позволил им искупить вину на Земле. Поэтому с тех пор домовые обязаны во всем помогать человеку – только так они могут заслужить прощение и попасть в Царствие Божие.
Любопытно, что, если мы посмотрим на то, как относились к домовому жители разных русских земель, то увидим некоторую связь с географией. В северорусских сказаниях домовые – это, скорее, добрые хранители дома, которых нужно слушаться и задабривать подарками. А вот на юге и юго-западе в них видели злобных, проказливых духов, которые могли серьезно навредить человеку. Разбитая посуда, украденные вещи и спутанные волосы – самые безобидные шалости, которые приписывали этим созданиям.
Некоторые верили, что домовой может начать душить человека во сне, мучить и даже убивать скот, чтобы семья голодала. Женщинам (особенно одиноким вдовам) не полагалось спать без белья, так как считалось, что домовой может прийти и соблазнить ее, и даже зачать ребенка. Люди верили, что дети, рожденные от нечистой силы, не доживают до крещения – обычно матери их проклинали.
Злые «добби», гномы-пьяницы и невидимые дети
Длиннобородые старички, мохнатые зверьки, огромные истуканы и даже маленькие дети – домовые в преданиях разных народов совсем не похожи друг на друга.
Например, в Великобритании таких существ называют «брауни». В отличие от русского домового, который испокон веков жил на печи или рядом с ней, брауни лишь изредка наведывается, предпочитая жить на свежем воздухе – во дворе или на дереве. Именно поэтому британцы всегда так заботились о том, чтобы вокруг дома было много зелени.
Как и большинство домовых, брауни – низкого росточка, но у него непропорционально длинные стопы и кисти рук. Как правило, они мужского пола (хотя отличить брауни-мужчин от брауни-женщин довольно сложно). В очень редких ситуациях эти существа показываются людям, но только если их хозяевам требуется срочная помощь. При этом брауни всегда прячут лицо под плащом.
Фото: Anton_Ivanov / Shutterstock.com
В дом британские домовые заходят только ночью, когда все спят. Их основные задачи – успокаивать маленьких детей, отгонять ржавчину от железных предметов – в общем, делать какие-то незаметные, на первый взгляд, вещи, которые на самом деле очень облегчают жизнь. Пакостить они, бесспорно, тоже умеют: у нерадивой и сварливой хозяйки брауни путают пряжу, портят еду, рассыпают соль и воруют разные мелочи.
Переместимся с островов на европейский континент и посмотрим, какие домовые обитают там. Французы и франкоязычные канадцы много лет назад верили в лютенов – они очень похожи на своих британских собратьев. При этом, в отличие от брауни, они не боятся распятья. И тоже, конечно же, любят пошалить: их любимое развлечение – путать людям волосы во сне. Если хозяин чем-то обидел лютена, он может заставить стекла в окнах трескаться, а ножи и косы – затупляться. Единственный способ усмирить этих проказников – рассыпать по полу соль.
Самые крошечные домовые встречаются в испанских легендах. Местные домовые (их здесь называют трасчо) – величиной не больше ладони. Узнать их можно по красным колпачкам, а обитают они всегда там, где играет громкая музыка – трасчо обожают шумные вечеринки и танцы.
Самые добрые и щедрые домовые – у скандинавов, они зовут их ниссе. Больше всего они похожи на гномиков – маленькие седовласые старички с бородой, которая достает до земли, в красных колпаках и ботиночках с загнутыми носами. Помните Оле Лукойе из сказок Ханса Кристиана Андерсена? Примерно так и выглядят ниссе.
Во всех скандинавских странах эти персонажи ассоциируются с Рождеством. Эту традицию начали датчане: еще в первой половине XIX века они стали говорить детям, что подарки под елкой для них оставляют эти волшебные гномики. Так и повелось: по сей день ниссе – не менее значимый символ Рождества, чем Санта Клаус.
В Ирландии домовые, клураканы – самые отъявленные кутежники. У них есть одна конкретная задача – следить за сохранностью вина и пива, поэтому и живут они исключительно в погребах. Если кто-то попытается украсть ваше спиртное, клураканы тут же прогонят воришку. При этом сами они не брезгуют горячительным и частенько балагурят, катаясь на овцах и сбрасывая с людей шляпы.
А вот японские домовые представляют собой действительно жуткое и странное явление. Их здесь называют дзасики-вараси, и на гномиков они совсем не похожи. Это призраки маленьких детей, которым на вид около 5-6 лет. Считается, что увидеть этих духов могут только дети. Любимые проказы дзасики-вараси – рассыпать по полу пепел и шелестеть бумагой. Но и пользы от них тоже много: японцы верят, что домовые приносят в дом богатство и счастье. Поэтому, чтобы привлечь добрых духов, они, как и наши предки, подкладывали под фундамент будущего дома монеты.