Сретение Господне: что это за праздник и чему на самом деле он посвящен?
15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых праздников церковного года. Но почему событие, которому посвящен этот праздник, такое важное, понятно не сразу и не всем. О том, чему посвящен этот праздник и какие смыслы он несет в себе, рассказали в интервью корреспонденту Mir24.tv священник и православный педагог.
«Этот праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский храм, как того требовал ветхозаветный закон, – говорит священник Георгий Кочетков. – Принесен для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога была на нем и на доме его». На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Это и есть жертва Богу».
На ступенях храма святому семейству встретился праведный старец Симеон. Удивительна история его жизни, которая известна из апокрифических источников. Симеон был одним из семидесяти двух ученых-переводчиков, которым царь Птолемей дал задание перевести священное писание на греческий язык. Переводчик Симеон усомнился в словах пророка «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он решил, что надо исправить «дева» на «жена». Но ему явился ангел, который предрек, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности писания и не увидит своими глазами Спасителя мира, которого родит Дева. По преданию, в ожидании этого события святой Симеон прожил целых триста лет.
«Сретение в переводе означает «встреча», – говорит преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев. – Но на языке Писания это всегда нечто большее, чем просто пересечение людей в одной точке пространства. Настоящая встреча открывает нам другого: кто он есть, к чему он Богом предназначен, почему он послан к тебе. Встреча всегда судьбоносна. «Кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет, – говорил митрополит Сурожский Антоний. – Каждый рассказ – это встреча».
Кажется, никогда человек не имел столько возможностей для встреч, как сегодня. Самолет доставит тебя в другой город или на другой материк за несколько часов, а при помощи смартфона или ноутбука ты можешь оказаться там за секунду. Последний два пандемийных года вообще приучили нас к тому, что можно попасть на рабочее совещание, дружескую встречу или экскурсию, не выходя из дома.
«Но приходится признать, что от всего этого технологического изобилия встреч в нашей жизни не становится больше – тех самых встреч, глаза в глаза и сердцем к сердцу, которые влияют на путь нашей жизни, – говорит Владимир Якунцев. – И праздник Сретения требует от нас особого усилия».
«Встреча, с одной стороны, всегда долгожданна: нет человека, который ее не ищет. Если в нашей жизни долго не происходит настоящего общения, мы чувствуем увядание. А с другой стороны, встреча – всегда вызов.
По его словам, не все понимают, читая Евангелие, что и Христос пришел в наш мир в поисках встречи, был рожден для встречи. Недаром на некоторых иконах Сретения Богородица сама протягивает Младенца старцу Симеону, в его лице как бы вверяя Христа всем людям, но и испытывая всех людей: возьмете?
Но перед этим громадным и могучим миром современных возможностей сам человек как будто теряется, становится все более беззащитным, слабым, одиноким, говорит Якунцев. «Оказывается, без другого нельзя не только одолеть эту слабость и беззащитность – нам душно жить только с собой и для себя. Чтобы утолить эту жажду, недостаточно даже собственной семьи, потому что семья – это еще во многом «я сам», – говорит он. Как говорил исповедник веры XX века духовный писатель Сергей Фудель, «Церковь есть тайна преодоления одиночества».
«К сожалению, люди часто не знают, что Церковь – это не столько храм и богослужение, сколько самая настоящая встреча – с Богом, но и с человеком, – говорит Владимир Якунцев. –