«Работодатель должен знать, где именно находятся пальмы, под которыми вы работаете»: эксперты – об удаленной работе
С начала 2021 года удаленная работа стала нормой для рынка труда в России: с 1 января вступил в силу соответствующий закон, который детализирует отношения компаний с дистанционными сотрудниками. Он содержит нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха работников, регламентирует типы дистанционной занятости, а также порядок взаимодействия работника и работодателя.
Эксперты считают, что за период пандемии коронавируса большинство компаний научились эффективно выстраивать внутренние коммуникации и держать штат под контролем. Из-за вынужденной удаленки россияне изменили свое отношение к рабочему процессу, а вместе с ним пересмотрели критерии выбора мест труда. Сами же компании стали по-новому не только нанимать сотрудников, но и увольнять действующих. «МИР 24» узнал у экспертов, на какие уловки теперь идут работодатели, чтобы расторгнуть договор с неугодным сотрудником.
По данным исследования рекрутингового сервиса HeadHunter, проведенного среди более чем 100 российских компаний в декабре 2020 года, 38% работодателей в разгар пандемии полностью перевели сотрудников на дистанционный режим работы, 54% – перевели только часть работников и лишь 7% оставили сотрудников в офисах. Тем временем многие компании объявили о полном переходе на новый формат работы. Как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство сотрудников рады изменениям – работая из дома, можно сэкономить время и деньги. Правда, как признались две трети россиян, теперь график работы стал ненормированным, а дома много отвлекающих факторов. Многие также отметили, что дома стало труднее работать из-за отсутствия коллектива: никакие онлайн-конференции и чаты не могут заменить живое общение.
Увеличивая нагрузку, работодатель может апеллировать к тому, что сотрудник тратит меньше времени на транспорт и обеды – соответственно, может выполнять больше за те же деньги. Сотрудник же, в свою очередь, может потребовать пересмотра должностных инструкций и уровня вознаграждения. Мурадян отмечает, что в судебной практике решения практически всегда принимаются в пользу сотрудника.
«А вот с контролем все сложнее. Трудовой кодекс никак не ограничивает право компании контролировать деятельность сотрудника. Работодатели, которые хотят избавиться от своего сотрудника, выдвигают обвинения в недоверии и требуют предоставления ежедневных отчетов о проделанной работе в письменном виде», – отмечает эксперт.
Есть и более изощренные формы контроля – например, некоторые компании требуют записывать на видео процесс работы с перерывом на обед. Под таким прессингом работать долго не получится, и многие сотрудники спустя 1-2 месяца увольняются по собственному желанию.
Юрист Юлия Холодионова советует дистанционным сотрудникам хорошо разобраться в новом законе, чтобы понимать, в каких случаях расторжение договора правомерно. Теперь в трудовом законодательстве установлены условия удаленной работы и случаи, когда такая форма сотрудничества требует заключения с работником дополнительного соглашения.
Это значит, что работник, не согласовавший с руководителем место выполнения работы или изменивший его без согласования, фактически совершил дисциплинарный проступок, за который должен нести ответственность, вплоть до увольнения. А если в трудовом договоре определено место работы (адрес, например), то это условие является существенным. Тогда даже за однократное нарушение можно уволить.
В законе прописаны разные варианты коммуникации коллег: получение заданий, отчетность по этим заданиям, виртуальные «летучки». «В трудовом договоре должно быть определено, как и с помощью чего осуществляется взаимодействие, а также допустимо ли применение мессенджеров по решению срочных вопросов. Кстати говоря, применение в переписке мессенджеров должно быть предусмотрено локальным актом работодателя», – говорит юрист. Если работник направляет свою просьбу обычным электронным письмом или в мессенджер без согласования, такое действие может рассматриваться как нарушение трудового договора.
Кроме того, юрист советует четко договариваться о рабочем времени и времени отдыха. «Казалось бы, в трудовом договоре прописано, когда работник должен «быть онлайн», то есть в какие часы должен взаимодействовать с работодателем, оно относится к рабочему. Если у обычного работника при 5- и 6-дневной рабочей неделе это преимущественно дневное время (например, с 9.00 до 18.00 с часовым перерывом на обед), то у дистанционного такое время устанавливается по согласованию с работодателем», – комментирует Холодионова.
Норма рабочего времени не должна снижаться или увеличиваться, даже при условии, что он работает «из дома». Риски работодателя здесь заключаются в том, что работник может подолгу не выходить на связь. Если не отвечать своему руководителю в течение двух дней, за это могут уволить. Однако такие нюансы тоже должны быть прописаны в договоре.
Эксперты, однако, отмечают, что бороться с ухищрениями работодателя можно. Например, в случае нарушений можно обратиться в Роструд. Правда, это не всегда целесообразно. Ведь зачастую после положительного решения в пользу сотрудника работать становится сложнее психологически. Чаще всего именно такие люди становятся первыми кандидатами на вылет. В случае недомолвок и недопонимания эксперты рекомендуют выйти к начальнику на открытый диалог, чтобы прямо сообщить о возможной проблеме. Если же это не сработает, то лучше как можно скорее начать поиск более здорового коллектива, в котором будет царить другая атмосфера.