Рожденные в небе: как принимают роды на борту самолета?
В эти выходные на телеканале «МИР» стартует показ телесериала «Пилот международных авиалиний». В центре сюжета – двое лучших друзей-пилотов: командир воздушного судна Александр Степанов и второй пилот Николай Мечников. Очередной полет проходит в штатном режиме: Мечников рассказывает Степанову о своей давней мечте – отправиться на поиски затонувшего фашистского самолета, на борту которого должен находиться изумрудный ларец императрицы Анны Иоанновны. Их диалог прерывает стюардесса: девушка взволнованно сообщает, что у одной из пассажирок начались роды, а врачей на борту нет. Да еще и один из двигателей внезапно загорается...
Кажется, что подобные истории происходят только в кино, но роды в самолете действительно иногда случаются. В таких ситуациях экипажу приходится действовать быстро и слаженно: времени на раздумья нет. Конечно, повезет, если на борту окажется врач, но полагаться лишь на удачу нельзя. Поэтому каждый бортпроводник обязательно должен обладать навыками акушера – этому учат на специальных курсах.
Корреспондент «МИР 24» поговорила со стюардессами о том, как принимают роды в полете, в каких случаях беременную женщину могут не пустить на борт и почему не стоит летать на последних сроках.
«Сын» «Уральских авиалиний»
7 июля 2018 года на свет появился мальчик с необычным именем – родители назвали его Уралбек. Малыш родился на высоте семь тысяч метров – в самолете, летевшем из Оша в Екатеринбург. Свое имя он получил в честь авиакомпании, которая в буквальном смысле подарила ему рейс в жизнь – «Уральские авиалинии».
Все произошло в считанные минуты. Вскоре после взлета одна из пассажирок подозвала старшего бортпроводника и пожаловалась на сильные боли в спине и животе. Оказалось, что у женщины отошли воды – она рожала. Экипаж среагировал мгновенно. Роженицу прикрыли ширмами, чтобы не смущать ее и других пассажиров; принимать роды доверили одной из стюардесс – Татьяне Юрьевой.
«У меня медицинское образование, поэтому это не первый мой опыт принятия родов, – рассказывает она. – Но больше рожениц [во время полетов] не было, это достаточно редко случается в нашей профессии».
Роды прошли легко и быстро: через 15 минут после начала схваток Татьяна уже держала в руках новорожденного мальчика. И он, и мама чувствовали себя хорошо. Самолет развернули назад, в Ош, в аэропорту мать с ребенком встретила бригада скорой помощи.
Все бортпроводники обязательно проходят курс медицинской помощи на этапе первоначальной подготовки, рассказывает она. Но на этом медицинское образование кабинного экипажа не заканчивается: в дальнейшем бортпроводники один раз в два года повышают свою квалификацию.
Обычно авиакомпании не приветствуют перелеты на последних месяцах беременности. Но это не значит, что будущую маму не пустят на борт, объясняет Татьяна: «Это носит лишь рекомендательный характер, выбор за пассажиром. Со справкой от врача беременная женщина может летать на любом сроке, так же как и дети могут путешествовать самолетом с первых дней жизни».
«Ни один врач не может дать гарантию, что в рейсе ничего не случится»
Бортпроводница Алена (имя изменено) в разговоре с «МИР 24» подчеркнула: роды на борту самолета – это чрезвычайно экстремальная ситуация, и, несмотря на то, что бортпроводников учат принимать роды, ни одна стюардесса не сделает это лучше врача.
В аптечке каждого лайнера на такие случаи есть необходимые инструменты: бинты, щипцы, обеззараживающие растворы и т.д.
ФОТО: Марина Лысцева/ТАСС
«Если роды [проходят] без каких-либо осложнений, ребенок идет головкой [вперед], то женщина рожает сама, там нужна минимальная помощь. Необходимо просто немного поддержать малыша, помочь ему выбраться», – объясняет бортпроводница.
И все же садиться в самолет на поздних сроках беременности – большой риск, и вся ответственность в данном случае ложится на будущую маму.
«Слушаем лекцию, смотрим видео, затем отрабатываем на тренажере»
Бортпроводница Дарья (имя изменено) также сталкивалась с ситуациями, когда женщины рожали прямо во время полета. На ее рейсах такого пока не случалось, зато интересный опыт был у коллег.
«Такие ситуации – большая редкость, однако наши коллеги сталкивались с этим, и, так как нас очень хорошо готовят к подобным ситуациям, все прошло успешно. И мама, и ребенок были в порядке. Я думаю, если бы я столкнулась с такой ситуацией, я бы тоже смогла оказать всю необходимую помощь, так как каждый год мы учим необходимую информацию и отрабатываем все на практике.
По ее словам, сейчас женщины редко летают на последних сроках, «за исключением направлений, где они планируют рожать». «Врачи разрешают летать на втором триместре из трех, и таких женщин можно встретить очень часто», – уточняет стюардесса.
Таким образом, бортпроводник – это не просто человек, который помогает вам найти ваше место в салоне и показывает, как правильно застегивать ремень безопасности. Представитель этой профессии должен всегда быть готов помочь пассажиру. И неважно, что требуется сделать – успокоить, сделать искусственное дыхание или помочь родить.
«Обслуживание питанием и напитками вовсе не является основной задачей бортпроводника, мы очень много обязанностей выполняем, – улыбается Дарья. – Знания оказания первой помощи крайне необходимы, ведь не всегда на борту может быть медицинский работник. Конечно, здесь необходима стрессоустойчивость. Поэтому на ежегодной медкомиссии с нами работают психологи, мы проходим различные задания и тесты – по человеку видно, если он где-то «хромает». После сдачи экзаменов могут отправить на дополнительные занятия с инструктором».