«Стихия, которую невозможно удержать»: любовь, тайны и роли актера Александра Фатюшина
29 марта исполняется 70 лет со дня рождения советского и российского актера, Заслуженного артиста РСФСР Александра Фатюшина, которого большинство зрителей запомнили по двум его ролям: капитана Афанасия Крыкова в телесериале «Россия молодая» и хоккеиста Сергея Гурина в кинофильме «Москва слезам не верит». В честь юбилея актера «МИР 24» рассказывает о том, как он чуть не погиб на съемках первого фильма и удивительным образом повторил судьбу своего персонажа из второго, а также о том, почему Фатюшин хотел сняться, да так и не снялся в двух фильмах Эльдара Рязанова.
Между футболом и театром
За свою жизнь этот характерный актер сыграл более 50 ролей в кино, не считая театральных. А ведь актером Александр Фатюшин мог бы и не стать. Во всяком случае его родители, а также старшие брат и сестра горячо отговаривали его от этой профессии. Ну действительно – парень из простой рабочей семьи, и вдруг – на сцену.
Детство будущего актера прошло в Рязани. Семья была от искусства далека: отец, бывший фронтовик, работал водителем, мама трудилась на фабрике. У Саши были старшие брат и сестра. Семья жила в коммуналке в старинном деревянном доме, в самом центре Рязани. Кроме Фатюшиных там проживали еще три семьи, и все – родители, соседи, друзья – называли младшего Фатюшина Шуркой. Времена были не то чтобы совсем голодные, но трудные, хотя соседи всегда поддерживали друг друга. А его, всеобщего любимца, еще и подкармливали: Фатюшин вспоминал, как соседи выносили ему бутерброд с маслом, посыпанный сахаром – почти пирожное.
ФОТО: Уткин Игорь/Фотохроника ТАСС
О том, чтобы стать актером, Фатюшин задумался еще в школе. Все началось с просмотра фильма «Высота», после которого кумиром мальчишки стал актер Николай Рыбников. Вслед за старшим братом Виталием он записался в театральную студию Дворца культуры профсоюзов. Но если брат скоро охладел к театру, то Шурка, наоборот, скоро уже не мыслил себя без сцены. Дело в том, что студией руководил актер Рязанского драматического театра, заслуженный артист РСФСР Франк Белопольский, который вдохновенно рассказывал о театре и требовал от юных актеров полной самоотдачи на сцене. Все было по-взрослому.
«Рязанский Брандо»: как режиссер Гончаров взял Фатюшина на свой курс
В 1968 году Александр Фатюшин окончил школу и поехал в Москву, поступать в ГИТИС, хотя брат и сестра недоумевали: с нашей фамилией – и в актеры? Ну и фантазер ты, Шурка! С первого раза поступить не удалось, парень провалился на экзаменах и был вынужден вернуться домой и устроиться на работу помощником таксидермиста. Причем пока работал, он горячо жалел всех зверушек, из которых ему приходилось делать чучела: и лягушек, и птичку-козодоя, и хищницу-рысь.
В следующем году Фатюшин снова поехал поступать в ГИТИС. На этот раз он выбрал другое амплуа. В том году председателем приемной комиссии был главный режиссер Московского драматического театра имени Маяковского Андрей Гончаров.
Уже на первом курсе Гончаров дал Фатюшину небольшую роль в театре имени Маяковского, и потом актер проработал в этом театре всю свою жизнь. Чаще всего ему доставалось амплуа «социального героя»: роли революционеров, рабочих, крестьян и военных. Он исполнил роли в таких спектаклях, как «Жизнь Клима Самгина», «Человек на своем месте», «Бег» и т.д.
Главный недостаток – часто пересматривал фильмы, в которых снялся
В 1974 году Фатюшин дебютировал в кино, в фильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А уже через два года получил свою первую главную роль: сыграл сержанта Карпенко в ленте «Весенний призыв». За эту работу он был награжден на Рижском Всесоюзном кинофестивале премией «за лучшую мужскую роль». Актер и сам любил этот фильм и часто его пересматривал. Его жена актриса Елена Мельченко даже считала это главным недостатком своего мужа. В одном из интервью она в шутку пожаловалась: «Он любит смотреть фильмы со своим участием, причем по многу раз. И меня заставляет. Особенно ему нравится сержант Карпенко».
ФОТО: Людмилы Пахомовой /Фотохроника ТАСС
После «Весеннего призыва» Фатюшина стали снимать очень охотно: в год на экраны выходило по 2-3 фильма, в которых он сыграл.
Однако Эльдар Рязанов запомнил работу с актером. Через несколько лет Фатюшин признался ему, что очень хотел сыграть роль корнета Алексея Плетнева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» – ту самую, которую в результате исполнил Станислав Садальский. Когда режиссер узнал, что Фатюшин постеснялся напроситься на эту роль, Рязанов сказал с искренним сожалением «Ну и дурак же ты!».
Как актер повторил судьбу своего героя
В 1979 году Фатюшин снялся в культовой мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Он сыграл роль хоккеиста Сергея Гурина, причем в изначальном варианте сцен с его участием было гораздо больше. Жаль, что отснятый материал по вине чиновников от кинематографа не вошел в окончательный вариант картины.
Так, из него целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и хоккеиста Гурина. В первой версии фильма были молодые и успешные Гурин и Людмила: красивые, как в западном кино. Он на пике славы раздавал автографы поклонникам. И что особенно обидно – из картины было вырезано множество удачных шуток, по одной единственной причине: они придавали шарма тем сценам, где герои выпивали. В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик. Тем не менее даже в урезанном варианте роль в этом фильме принесла Фатюшину всесоюзную славу.
Однако журналисты и историки кино часто отмечали, что в своей реальной жизни актер в чем-то повторил судьбу своего героя. Начав карьеру очень успешно, он постепенно стал все чаще выпивать. Очень ценил дружеское застолье, всегда принимал много гостей и сам был душой компании. Он был щедрым в общении, никогда ничего не делал вполсилы: дружил – так дружил, любил – так любил. И пил, к сожалению, тоже от всей души. Постепенно это стало болезнью и не раз приводило к конфликтам и срывам.
ФОТО: ТАСС/Булдаков Олег
Чуть не погиб на съемках
Не многие знают, что во время съемок знаменитого телесериала «Россия молодая» о петровском времени актер чуть не погиб. Александр Фатюшин сыграл в этом фильме главную роль – капитана таможенного войска Афанасия Крыкова.
За 30 лет своей актерской карьеры Александр Фатюшин снялся более чем в пяти десятках фильмов. Среди них «Одиночное плавание», «34-й скорый», «След черной рыбы», «Кодекс молчания», «Кровь за кровь» и многие другие популярные отечественные фильмы. Но не многие знают, что ролей у Фатюшина могло бы быть еще больше, но он проявлял принципиальность и не всегда соглашался на предложения режиссеров.
Александр Митта звал Фатюшина в свой фильм «Граница. Таежный роман». Но актер отказался: устал вечно играть военных в кино. Хотя и режиссера он очень уважал, и деньги в тот момент ему были очень нужны. Фатюшин отказывался сниматься в рекламе и никогда не ходил по собственной инициативе на кастинги: считал ниже своего достоинства «сдавать экзамен на талант».
Он мог сняться в главной роли в фильме «Кин-дза-дза»: Георгий Данелия уже утвердил Фатюшина на эту роль, но в театре его не отпустили на съемки. Режиссер Пчелкин уговаривал актера сняться в «Петербургских тайнах», но тот отказался сниматься в сериале. В результате эту роль блестяще сыграл Николай Караченцов.
Тайный роман и молодая жена
Фатюшин был очень популярен у женщин, однако до 35 лет он не женился. Ходили слухи, что еще в юности он без памяти влюбился в знаменитую актрису, но она была замужем и не решилась уйти от мужа. Это было правдой: целых 15 лет длился его тайный роман, о котором знали лишь единицы.
Его любимой была актриса Ирина Калиновская, которая была замужем за известным театральным деятелем и педагогом Леонидом Калиновским. У Ирины были ключи от квартиры Александра, они тайно встречались, но ее пугало то, что Фатюшин много пил.
Когда в жизни Фатюшина появилась его будущая жена, молодая актриса Елена Мольченко, прежний роман актера уже исчерпал себя. То же самое произошло и с самой Еленой. Хотя она и была не свободна, но ее гражданский брак явно переживал кризис и готов был развалиться.
ФОТО: ТАСС/Яковлев Александр
Красавица Елена пришла работать в театр Маяковского в 1985 году, после окончания ГИТИСа. Фатюшин ее потряс сразу, но девушка даже не думала об отношениях с ним. Тем более что в театре вокруг него всегда вились другие женщины. К тому же, ходили слухи о романе Фатюшина с Натальей Гундаревой, однако они были просто очень дружны, но любовниками никогда не были.
В начале 1986 года Александр и Елена случайно разговорились по дороге из театра, и тут оказалось, что у них много общего.
Их брак оказался полной неожиданностью для всего театрального коллектива: романа между актерами никто из коллег не заметил. Но брак этот оказался прочным: они прожили вместе 17 лет, до самой смерти актера. О пристрастии Фатюшина к алкоголю его жена узнала только после свадьбы. «Саша оказался стихией, которую невозможно удержать, – рассказывала она. – Человек без возраста: все-таки внук гусара – вечно разбитной юноша». Она и не удерживала – любила таким, каким он был. Из жизни Фатюшин ушел рано – ему было всего 52 года. У актера случился инфаркт, когда он дома смотрел футбол по телевизору.