«Классический цирк будет востребован всегда»: Юрий Никулин-младший о пандемии, знаменитом дедушке и суевериях
Ежегодно в третью субботу апреля все мировое цирковое сообщество празднует Всемирный день цирка. Одним из главных цирков России сегодня является Московский Цирк Никулина на Цветном бульваре. Им руководит Максим Никулин, сын Юрия Никулина, а помогает ему в этом Юрий – тезка и внук великого артиста.
Корреспондент «МИР24» узнала у Юрия Никулина-младшего, как устроен современный цирк с животными, почему он сам не стал артистом и как Цирк на Цветном переживает последствия пандемии коронавируса.
– Насколько популярен цирк сегодня? Кто его основная аудитория?
– Цирк был, есть и, я надеюсь, будет популярным всегда. Основная его аудитория это, конечно же, родители с детьми. В чуть меньшей степени, но все же посещают и компании ребят в возрасте 20+.
– Способен ли классический цирк конкурировать с современными шоу, в которых используются новые технологии в виде, например, спецэффектов?
– Цирк на Цветном бульваре славится своими знаменитыми артистами цирка: клоун Карандаш, дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Кого на сегодняшний день можно назвать визитной карточкой цирка?
– Все зависит от жанра. Последние 8-10 лет возвращается тенденция, когда люди ходят именно на выступление артиста, персонажа, вне зависимости от того, клоун это или дрессировщик животных. Если говорить о дрессуре, то слоны – это, безусловно, династия Корниловых, хищные кошки – Багдасарова, Запашные. Если говорить про клоунов, то кому-то нравится Дэвид Ларибле из Италии, кому-то Володя Дерябкин, другие в восторге от трио «Без носков». Здесь каждый найдет что-то для себя.
Фото: Гердо Владимир/ТАСС
– Сегодня отношение людей к зоопаркам и циркам, где выступают животные-артисты, неоднозначное: распространено мнение, что над животными издеваются, содержат их в плохих условиях. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
– А как животные попадают на арену цирка?
– Несколькими способами. Первый и самый банальный – есть специальные места, где их продают. Второй – когда животное рождается в цирке. И третий, он в последние годы менее популярен, но тем не менее имеет место быть – лесники приносят маленькое животное, родителей которого убили браконьеры, одни они просто-напросто не выживут.
– Может быть такое, что животное не поддается дрессуре?
– Может. Задача дрессировщика не научить животное тому или иному трюку, а распознать в нем талант. Тут, как и с людьми, есть те, которые могут стоять на проволоке, а есть другие, которым это физически не дано. Сколько ты не будешь истязать тигра, он не сможет стоять на проволоке, в отличие от медведя. Поэтому задача дрессировщика понять, на что способно животное.
– Значит, дрессировщик должен сам найти подход к животному…
– Конечно. Дрессировщики – это психологи, которые разбираются в животных и относятся к ним, как к детям, а порой даже и лучше. Вы же не будете бить и истязать своего ребенка, если он не может стоять. Вся дрессура и изучение трюков в детстве происходит через игры, через силу никто работать не будет.
– У артистов есть какие-то суеверия?
– Каждый по-своему суеверен. Есть банальные цирковые вещи из серии «нельзя сидеть спиной к манежу», «нельзя за кулисами грызть семечки», «нельзя считать заработанные деньги», а дальше у каждого артиста, скажем так, свои заморочки. Кто-то молится перед выходом, кто-то слушает пять минут музыку.
– Чем артист цирка отличается от артиста, например, театра?
– Можно ли говорить, что в целом цирковое искусство – это призвание целой семьи?
– Цирк вообще состоит в основном из династий. Дети, у которых родители артиста цирка – это в прямом смысле обреченные дети без детства. Они, рожденные в опилках, как у нас говорят, начинают ходить на руках быстрее, чем на ногах. Многие из них не знают, что такое нормальная школа, потому что постоянные гастроли и переезды не позволяют этого узнать. Сейчас, конечно, все гораздо проще. Многие молодые артисты понимают, что цирк это не навсегда, что может случиться все, что угодно. Они идут на цирковую режиссуру, менеджмент, получают высшее образование.
– Вы никогда не думали о том, чтобы работать в цирке не руководителем пиар-службы, а стать артистом?
– Ваш дедушка, Юрий Владимирович Никулин, когда-нибудь говорил о том, какое будущее ждет цирк, как отдельное явление? Может быть, он делился своими мыслями по поводу выступлений?
– Когда его не стало, мне было 11 лет. Ребенку такие вещи малоинтересны. В сознательном возрасте я очень много времени проводил с бабушкой, Татьяной Николаевной, от которой много всего узнал и услышал. Сейчас я жалею о том, что не записывал это.
– Тогда, наверное, все эти рассказы казались не такими важными…
– Да. К тому же, никогда не задумываешься о том, что все мы гости в этом мире. Казалось, что к бабушке ты можешь приехать в любой момент и поговорить.
– В этом году исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Юрий Владимирович прошел всю войну и был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Вы отмечаете как-то по-особому День победы?
– Максим Юрьевич – ваш отец, руководитель Цирка на Цветном. Тяжело работать, когда папа – начальник?
– Все зависит от человека. На работе он Максим Юрьевич, а дома папа. Я это прекрасно разделяю, знаю границы. Да, безусловно, иногда могу себе позволить больше, чем любой другой рядовой сотрудник. Понятное дело, что я его не посылаю при всех, как и он меня в угол не ставит, но бывают моменты, когда за что-то «прилетает», он может и отчитать, и приказать что-то выполнить. Есть рабочие моменты, которые требуют выполнения, и порой они требуют жесткости. Более того, я уже автоматически частенько называю отца по имени и отчеству даже дома.
– Пандемия коронавируса как-то отразилась на цирке?
– Как справлялись?
– Тяжело. До сих пор восстанавливаемся, потому что у нас, чтобы выйти на самоокупаемость, заполняемость должна быть минимум 60%. Где-то помогло государство, которое выделило определенную сумму всем циркам и зоопаркам. Слава богу, что мы обошлись без человеческих потерь.