«Я была полной поганкой»: Варвара Визбор – о работе в театре, горах и знаменитых предках
Поклонники говорят, что она не поет, а рисует своим голосом картины. В основе ее полотен сюжеты, которые придумали известные барды – Юрий Визбор и Ада Якушева. Каждый художник видит этот мир по-своему, и Варвара, несомненно, тоже. Певица рассказала о своем творчестве, театре и о том, какое влияние на нее оказали знаменитые предки.
Станция Визборас
Алексей Кортнев: Откуда-то из прибалтийских земель происходят оба ваших прадеда...
Варвара Визбор: Известно, что да. Визборас – это мужская фамилия, женская – Визборене.
Алексей Кортнев: И чем занималась ваша прабабушка?
Варвара Визбор: Прапрабабушка была оперной певицей в театре в Риге. До недавнего момента я этого не знала. Кстати, когда мы прошлым летом выступали в Риге, я не уследила, и на афише написали Варвара Визборас, а не Визборене. Мой дедушка Юрий Визбор, его отец родился в городе Либава, потом переехал в Советский Союз. Именно его фамилия и сократилась от Визборас до Визбор.
Алексей Кортнев: Насколько я знаю, вы росли прекрасным свободным ребенком и даже не знали, что бабушка и дедушка не просто знаковые люди, а кумиры. И для меня песни Якушевой и Визбора это то, на чем я вырос. Как пришло осознание, что вы из такой невероятной семьи?
Варвара Визбор: В позднем возрасте. Я, кстати, только сейчас начинаю понимать, почему. Во-первых, Ада Якушева вела совершенно обыкновенный образ жизни: любила дом, не была публичным человеком. А что касается дедушки, то я родилась в 1986 году, а он ушел из жизни в 1984. Моей маме было больно и тяжело его вспоминать, поэтому не звучало никаких его пластинок.
Алексей Кортнев: Вы в 14-15 лет услышали его песни, как это произошло?
Алексей Кортнев: Это мистическая история, в которую трудно поверить. Вы не знали, что ваш дед написал несколько десятков блистательных песен, но то, что он сыграл Мартина Бормана, вы не могли не знать. Это же показывали по телевизору.
Варвара Визбор: Как раз то, что он актер, журналист, и считал себя в первую очередь журналистом, рисовал картины, писал пьесы, я узнала намного позже, чем о его песне.
Алексей Кортнев: История про то, как ваш дедушка Юрий Визбор летел на самолете…
Варвара Визбор: Я знаю, о чем речь. Он находился в Минеральных Водах на съемках документального фильма. Ему оттуда нужно было срочно улететь в Москву. Это было лето, сезон отпусков, полно людей в аэропорту, тут небольшая ремарка: как раз недавно показали фильм «Семнадцать мгновений весны». Он протискивается к кассе, приподнимает очки и девушке в окошке говорит: «Вы меня узнаете? Я Борман, мне нужно срочно улететь в Мюнхен». Девушка судорожно роется в билетах и говорит: «У нас в Мюнхен нет, только в Москву».
Алексей Кортнев: Фамилия Визбор досталась именно вам, а вашему брату отцовская. Почему так?
Варвара Визбор: Да ничего не досталась, я просто взяла эту фамилию и все.
Алексей Кортнев: Перед началом программы я сказал, что у многих есть талант, харизма, а у вас, с моей точки зрения, есть некая миссия по возвращению огромного количества текстов. А вы с этим не согласны, почему?
Варвара Визбор: Просто так сложилось, что меня задевают песни дедушки и бабушки.
Станция Бардовская
Алексей Кортнев: Первый выход на сцену, насколько я понимаю, состоялся с Сергеем Никитиным.
Варвара Визбор: Да. По-моему это был творческий вечер Сергея Яковлевича, проходил он в Политехе. Было шикарно, я, конечно же, забыла слова. Пела песню бабушки.
Алексей Кортнев: Вы тогда поняли, что нужно двигаться в этом направлении?
Варвара Визбор: Нет, просто я всегда пела в хоре, и мне казалось, что песня под гитару это так...
Алексей Кортнев: Бабушке понравилось?
Станция Забавная
Алексей Кортнев: В театре ты играла роль Забавы. В том самом знаменитом мюзикле «Летучий корабль».
Варвара Визбор: Это произошло абсолютно случайно, я только-только пришла в театр Терезы Дуровой. Я была там на испытательном сроке, и однажды на уроке распевки, преподавала его, кстати, Жанна Рождественская, я спела а капелла «А зима будет большая». Тогда Жанна пошла к Терезе и сказала: «Я нашла тебе Забаву».
Алексей Кортнев: Что еще удалось сыграть у Терезы Ганнибаловны?
Варвара Визбор: Гриба. Грим – это было самое сложное. Сначала надо было нанести белый слой, потом прорисовать грустные линии, костюм, трико, шляпа.
Алексей Кортнев: Грибы, как известно, бывают двух типов: губчатые и пластинчатые. Пластинчатые – это поганки, а губчатые – это белые грибы.
Варвара Визбор: Это был пластинчатый. Я была полной поганкой.
Алексей Кортнев: Почему в итоге вы ушли из театра?
Станция Фанские горы
Алексей Кортнев: Что вас связывает с Фанскими горами?
Варвара Визбор: Лично меня, наверное, только то, что я там была. Мы прилетели в Самарканд и дальше пересекли границу с Таджикистаном. А улетали уже из Душанбе.
Алексей Кортнев: Зачем вы поехали в Фанские горы?
Варвара Визбор: Я не знаю. Замечательная Руфина Григорьевна, которая была альпинистом и товарищем Визбора, сказала мне и брату: «Ребята, давайте вы хоть в конце концов посмотрите на Фанские горы».
Алексей Кортнев: Произвели впечатление?
Варвара Визбор: Дикое впечатление, все сразу стало понятно про песню деда. Мне кажется, что любые горы прекрасны.
Алексей Кортнев: Приходилось ли со снаряжением куда-то карабкаться?
Варвара Визбор: Нет, потому что я не альпинист. У меня началась горная болезнь и Руфина Григорьевна посоветовала сходить повыше, на 4200 метров. Мы с братом пошли вдвоем, дошли до облаков и решили спускаться вниз. Погода испортилась, было скользко.
Алексей Кортнев: Еще одно экстремальное путешествие состоялось в Якутию.
Алексей Кортнев: А история в Уральских горах, когда вы зачем-то вышли на край обрыва?
Варвара Визбор: Аракульский Шихан. Там очень красиво, это Челябинская область, мы там были на съемках клипа «А зима будет большая». Зима, снег лежит, и с верхней точки, где скала, в хорошую погоду видно девять озер. Когда мы туда приехали, все заволокло туманом.
Станция Лейпциг
Алексей Кортнев: Как вас занесло на станцию Лейпциг?
Варвара Визбор: Карантин застал нас посреди отпуска. Мы поехали в Австрию кататься на сноуборде. И в один прекрасный день домовладельцы, у которых мы были, сообщили нам, что в ближайшие дни нужно покинуть Австрию. Мы подумали, Германия ведь рядом, там есть Баварские горы, почему бы нам не докататься там. Когда мы туда приехали, то снег в Баварии уже растаял. И когда мы стали менять билеты, нам сказали, что самолеты из Мюнхена больше не летают. Улетали мы из Берлина в итоге. По пути мы решили заночевать в Лейпциге в старой железнодорожной станции, в апартаментах.
Алексей Кортнев: Вы боялись, что не улетите домой?
Варвара Визбор: Было страшно, что деньги закончатся.
Посмотреть выпуск программы «Ночной экспресс» от 16 апреля можно также на нашем YouTube-канале.