3 мая исполняется 65 лет звезде отечественного кино, заслуженной артистке РСФСР Наталье Андрейченко. Популярность ей принесли роли в фильмах «Мэри Поппинс, до свидания», «Военно-полевой роман» и «Леди Макбет Мценского уезда».
Ее жизнь похожа на сюжет голливудского фильма: головокружительный кинематографический успех в юности, блестящие роли, два мужа, каждый из которых – легенда. А еще – слежка КГБ, жизнь на три страны, клиническая смерть, увлечение духовными практиками и путешествия по всему миру. «Я как всегда живу в полетах под зонтиком Мэри Поппинс», – сказала она в одном из своих интервью.
Балет на школьной сцене, аккордеон и плавание
Наталья Андрейченко родилась 3 мая 1956 года в Москве, в семье, далекой от театра и кино. Ее отец Эдуард Станиславович был родом из Белоруссии, откуда еще школьником он приехал с родителями и старшим братом и поселился в подмосковном Долгопрудном. Мать же Лидия Васильевна происходила из коренной московской семьи, до революции – купеческой. Отец трудился на авиационном заводе и был просто без ума от своей дочки. Именно он всерьез занимался ее воспитанием и с ранних лет старался привить ей любовь к спорту. Мать работала в Министерстве просвещения и часто уезжала в командировки, не сомневаясь, что ее муж отлично справится с заботами о девочке.
Девочка хорошо училась, была активисткой, окончила музыкальную школу по классу аккордеона. В средней школе она увлеклась балетом и даже пыталась поставить настоящий «взрослый» балет на самодеятельной школьной сцене. В старшей ее главным увлечением стала литература. Наташа стала готовиться к поступлению на филологический факультет МГУ и даже ездила три раза в неделю в университет на подготовительные курсы. Но в конце 10-го класса в «Комсомольской правде» она прочла статью Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, которые всего за год до этого стали руководителями совместной актерской мастерской во ВГИКе. Статья с говорящим названием «Ищем таланты!» перевернула все планы девушки: юная Наталья Андрейченко решила стать актрисой.
Ее родители были в растерянности. Мама огорчалась, пыталась отговорить дочку, но отец как всегда был готов поддерживать Наташу во всем: пусть, мол, попробует.
«И в этот момент я понимаю, что я и есть та самая мартышка»
Первый опыт поступления оказался неудачным. Она пришла в Щепкинское училище, посмотрела на модных и взрослых абитуриенток и решила, что ей, серой мышке, ничего не светит. Решительность всегда была ее чертой, но тут она сыграла с девушкой злую шутку. Андрейченко рассказывала потом в своих интервью:
Училась Наталья Андрейченко во ВГИКе, и на втором курсе уже дебютировала в кино, в фильмах «От зари до зари» и «Колыбельная для мужчин», в которых ей достались эпизодические роли.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
«Я начал нести ахинею»: знакомство с Андреем Кончаловским
Первым крупным актерским успехом Натальи Андрейченко стала роль в киноэпопее «Сибириада» режиссера Андрея Кончаловского, которая вышла на экраны в 1979 году и была отмечена специальным призом жюри на кинофестивале в Каннах.
Сам режиссер вспоминал, что, когда он в 1976 году познакомился с 20-летней Натальей, она ему очень понравилась. Он как раз готовился к съемкам «Сибириады» и попросил порекомендовать ему талантливых ВГИКовских ребят. В качестве ассистента ему посоветовали студента режиссерского курса Александра Панкратова.
Андрей Кончаловский даже начал ухаживать за молодой актрисой, у них случился мимолетный роман, который, впрочем, быстро завершился.
Не многие знают, что во время съемок «Сибириады» Наталья Андрейченко пережила клиническую смерть. Дело в том, что у молодой и прекрасной женщины в этот момент обнаружилась алкогольная зависимость. Наталья начала пропускать репетиции, могла по несколько дней не приходить на съемки. Режиссер Андрей Кончаловский предлагал принудительное лечение.
От романа с Максимом Дунаевским до «Военно-полевого романа»
После «Сибириады» актриса стала очень востребованной. Только за три года (с 1979 по 1982 год) она снялась в 10 фильмах. В этот же период благополучно сложилась и ее личная жизнь: она вышла замуж за знаменитого композитора Максима Дунаевского.
Именно Максим Дунаевский помог Наталье Андрейченко получить роль Мэри Поппинс. Дело было так: сперва в этой роли начала сниматься Анастасия Вертинская. Успели снять несколько сцен с ней, когда актриса вдруг отказалась от роли. Это была катастрофа. Съемочная группа в сборе, но как продолжать съемки без главной героини? И тут Максим Дунаевский предложил режиссеру Леониду Квинихидзе: «А посмотри мою Наташу». Они на тот период уже встречались.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
В результате Наталье Андрейченко досталась эта звездная роль. Пригодился и школьный балетный навык: пусть пела в этом фильме актриса не сама, зато сама танцевала. Мэри Поппинс стала, пожалуй, самой известной из ее ролей. И хотя у актрисы много других ярких работ, но зрители все равно помнят ее в первую очередь именно как Мэри Поппинс.
В фильме «Военно-полевой роман» в роли фронтовой королевы Любы режиссер Петр Тодоровский видел только Наталью Андрейченко. Однако Максим Дунаевский был категорически против: его жена только недавно родила ребенка, и композитор не хотел, чтобы она так быстро возвращалась к работе. Тодоровский начал искать замену актрисе, рассматривал среди прочих кандидатуры Анастасии Вертинской и Татьяны Догилевой. Но ни одна из них его не устраивала. Однажды он наудачу позвонил Наталье Андрейченко еще раз, и она вдруг согласилась: ей-то сценарий очень нравился. А вот роль домохозяйки не нравилась совсем. Да и внутри их пары с Дунаевским, видимо, уже начало назревать взаимное недовольство. Так или иначе, актриса решила пойти наперекор воле мужа. И эта роль стала одной из лучших в ее карьере.
Как актриса потеряла звездную роль, но обрела мужа-миллионера
Еще через два года режиссер Игорь Масленников предложил Наталье Андрейченко главную роль в фильме «Зимняя вишня». Она уже дала согласие, но тут ей пришло новое предложение: сыграть жену Петра Первого Елизавету Лопухину в американском телесериале «Петр Великий» (Peter the Great), съемки которого проходили в СССР. Роль была не такая большая, но перспектива впервые сыграть в западном кино очень привлекала актрису – такого опыта почти ни у кого из отечественных актеров еще не было.
Сперва Андрейченко пыталась уговорить Игоря Масленникова запланировать съемки «Зимней вишни» так, чтобы она успела сняться параллельно в двух фильмах. Но режиссер был непреклонен. Максим Дунаевский также не понимал ее каприза и советовал выбрать «Зимнюю вишню»: сценарий был очень многообещающим.
Казалось бы, ошибка, блажь? Но на деле это стало поворотным моментом в ее судьбе, потому что на съемках этого фильма она влюбилась в звезду мирового кинематографа, американского актера с австрийскими корнями Максимилиана Шелла, миллионера и убежденного холостяка. К тому времени он уже был знаменитостью, обладателем премии «Оскар», но в свои 53 года так ни разу и не был женат. Вот как говорила о нем в одном из своих интервью сама Наталья Андрейченко:
Роман Шелла с русской красавицей завязался не сразу. Первый раз она увидела его, когда приехала на одну из съемок «Петра Великого» в Суздаль. Была золотая осень: желтые деревья, лошади, огромное поле, царь Петр.
Переводчика найти не удалось, и они пошли ужинать вдвоем. Вот тогда Наталья Андрейченко очень пожалела, что не слушала режиссера фильма Лэрри Шиллера и не учила английский язык. Общаться им пришлось посредством рисунков на матерчатых салфетках. Потом он подарил ей маленький оксфордский словарь, который всегда лежал рядом. Шелл то приезжал в Союз, то уезжал, но когда бывал на съемках, то все вечера проводил со своей русской красавицей. Она его буквально завораживала своей лучистой улыбкой.
Скоро завязался роман, который был для Натальи Андрейченко очень рискованным. И не только потому, что она все еще была замужем. Гораздо важнее было то, что в годы холодной войны связь с американцем рассматривалась почти как измена Родине.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
Все это, конечно, действовало на нервы обоим. После того, как бдительные стражи из органов несколько раз не дали им остаться наедине, Максимилиан Шелл решил увезти возлюбленную из страны. Но для этого оставалось только жениться на ней.
Наталья Андрейченко развелась наконец с Дунаевским, с которым не жила вместе уже некоторое время. Свадьба в Максимилианом Шеллом была назначена, но он не приехал. Появился через полмесяца, был как в бреду. «Я не готов, я холостяк, я боюсь брака больше всего на свете», – говорил он. Наталья Андрейченко была тверда: она перестала видеться с ним и даже брать телефонную трубку. Наконец, спустя три месяца, он все же приехал в Москву, полный решимости связать себя узами брака. Они поженились в 1985 году: это был странный междугородний гостевой брак. После свадьбы они не виделись полгода, поскольку каждый из них был занят на съемках.
Жизнь как мировое турне и духовные практики
В 1989 году у них родилась дочь Настя. Причем одну из своих самых ярких ролей в фильме «Леди Макбет Мценского уезда» Наталья Андрейченко сыграла уже беременной. При этом съемки эпизодов, когда ее героиня бросается на соперницу и увлекает ее в ледяную воду, шли, когда актриса была на седьмом месяце беременности. И никто кроме режиссера ничего не знал. Когда оператор узнал об этом, он чуть не поседел. За роль Катерины Измайловой в этом фильме актриса была номинирована на кинопремию «Ника» в категории «Лучшая женская роль».
В 1992 году актриса снялась в сериале Сергея Бондарчука «Тихий Дон» в роли Дарьи, затем в 90-е годы в нескольких голливудских фильмах: «Свечи во мраке», «Маленькая Одесса», «Современные вампиры», а также в сериале «Доктор Куин – женщина-врач». В конце 1990-х она основала РУФИС – Русский благотворительный фонд исследования СПИДа.
С Максимилианом Шеллом Наталья Андрейченко прожила почти 16 лет, первые пять из которых она работала в Москве, а потом в Америке. В 2000-х она вновь стала сниматься в России, на ее счету около десятка фильмов, также в этот период актриса увлеклась политикой.
Около 10 лет назад Андрейченко увлеклась духовными практиками. Еще через два года она переехала в Мексику, где изредка снимается в сериалах и занимается йогой. Андрейченко даже отказалась от вареной пищи и практикует сыроедение, а также периодически голодание, позволяя себе пить только воду. Она открыла духовный центр, куда приезжают ее друзья и ученики. Но и от съемок актриса также не отказывается, хотя изредка позволяет себе просто исчезнуть для всего мира, и тогда некоторое время никто не может отыскать ее.
Фото: ТАСС