Кто владеет дезинформацией, тот владеет миром: как радиоигры повлияли на исход Второй мировой войны?
Шикарная блондинка, 90-60-90, при личном знакомстве оказывается скромницей-шатенкой. Пример наивной дезинформации, распространенной на сайтах знакомств. Но в боевых условиях информационных войн XXI века подложными часто оказываются не столь безобидные снимки. Вспомним, например, постановочные кадры «Белых касок», якобы свидетельствующие о химической атаке в Сирии. Позже выяснялось, что это фейк, но он повлек за собой реальные бомбовые удары. Правда все равно вышла наружу, но время было упущено. Современные войны ведутся и выигрываются прежде всего с помощью информации и дезинформации: не кто кого перестреляет, а кто кого переиграет.
«Большинство так называемых цветных революций или арабская весна – это же информационные технологии. Сменить режим, убить лидера страны можно информационным путем. Ты заставляешь верить в то, что кто-то решает правое дело. Последний раз, когда внешнеполитические вопросы решали с помощью бомбардировок – Югославия. После этого все перешли к информационным технологиям. Так что теперь вопрос радиоигр, информационных игр – это основной вопрос. Кто владеет информацией, тот владеет миром. И кто умеет формировать информацию в сознании противника, тот будет владеть этим противником», – говорит директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Информационные войны стали предметом особого внимания политиков и военных с повсеместным распространением радиосвязи. Ведь она дала возможность практически мгновенно передавать нужные данные. 11 января 1923 года, сразу после образования СССР, решением политбюро ЦК РКПб в Главном Политическом Управлении при НКВД было создано специальное бюро. Его задачей стало создание и внедрение ложной информации, фейковых новостей, как сказали бы сегодня, в среду белой эмиграции. Сотрудники этого дезинформбюро оперировали не только липовыми личностями, но даже – целыми партиями.
За несколько недель до нападения немцев на СССР министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс заявил: «Что касается России, то нам удалось организовать грандиозный поток ложных сообщений. Газетные «утки» не дают загранице выяснить, где правда, а где ложь. Это та атмосфера, которая нам нужна». В ходе Великой Отечественной войны нацисты к бумажным фейкам добавили фальшивые радиосообщения. Они сотнями забрасывали в советский тыл диверсантов и шпионов, снабженных передатчиками. У СМЕРШа появилась новая задача – вести с противником радиоигры.
«Наша система разведки, контрразведки работала не с попыткой перевербовать пойманных захваченных немецких разведчиков. Не с попыткой самим научиться работать на их аппаратуре, захваченной в результате боевых действий. Работали те группы, кому немцы доверяли, которых они же и забрасывали. Они работали со своими ключами и кодами. И было впечатление, что это те самые люди, которых немцы забросили, они должны дать информацию, они ее дают. Но оказавшись у нас, они сразу начинали работать на советскую разведку и контрразведку», – отмечает Солонников.
Высшим пилотажем деятельности СМЕРШ можно считать радиоигры с Абвером. Например, стратегические многоходовые операции «Монастырь – курьеры» и «Березино». Эти игры продолжались четыре года – с лета 1941 по весну 1945-го. Главную роль во всех операциях сыграл легендарный разведчик Александр Демьянов, который был внедрен к немцам еще в начале 1942 года. Ему удалось убедить сотрудников Абвера, что в Москве действует подпольная антисоветская организация, готовая сотрудничать с германской разведкой. Начать эту радиоигру с немцами предложил лично Сталин, вспомнив об опыте чекистов 20-х годов.
После обратной «заброски» в Москву Демьянов снабжал немцев тщательно подготовленной дезинформацией о перемещении частей Красной армии и экономическом положении в СССР. Немцы высоко оценили работу своего агента и наградили его орденом – «Крестом военных заслуг с мечами». Однако германские спецслужбы засылали для проверки сведений Демьянова целый ряд агентов. Те были арестованы и включены в радиоигру уже с советской стороны. Однажды британский премьер Уинстон Черчилль лично сообщил Сталину, что по его данным в Генеральном штабе Красной армии работает немецкий шпион. Сталин только улыбнулся. Черчилль даже не подозревал, что оказался вовлеченным в большую успешную игру советской разведки, целью которой была стратегическая дезинформация. Именно так, например, был предотвращен сильнейший авианалет на Москву.
Вершиной работы Александра Демьянова стало проведение операции «Березино». В 1944 году он передал немцам информацию – ему удалось выйти на связь с большой группой фашистских войск, оставшихся в советском тылу. И что они готовы продолжать борьбу. На самом деле эта мифическая воинская часть была выдумана сотрудниками СМЕРШа. Командовал ею подполковник Герхард Шерхорн. Реальный военнопленный, который сотрудничал с нашей контрразведкой. Для проверки существования «части Шерхорна» в предполагаемый район ее дислокации были засланы две группы немецких разведчиков, руководил операцией «диверсант номер один» Третьего рейха Отто Скорцени. На помощь Шерхорну в течение нескольких месяцев было выслано несколько самолетов с диверсантами, оружием и даже продовольствием. Немцы так и не узнали, что их водили за нос.
«Операция «Березино» продолжалась до 5 мая 1945 года. То есть в предпоследней радиограмме, которую получила наша разведка, немцы сообщали, что Гитлер мертв. И вот это было одно из подтверждений, что он действительно мертв, а не куда-то сбежал. 5 мая 1945 года в адрес Шерхорна немецкая разведка послала последнее сообщение «Превосходство сил противника одолело Германию. С тяжелым сердцем мы вынуждены прекратить оказание вам помощи», – комментирует Фортунатов.
Самая знаменитая и самая засекреченная операция СМЕРШа с использованием радиоигры состоялась в конце войны и получила кодовое название «Долина». Если бы советская контрразведка ее проиграла, то неизвестно, как бы изменился весь ход Второй мировой войны. Речь идет о знаменитой Ялтинской конференции. Победного мая ждать было недолго, но у Третьего рейха еще остались резервы. Авиация люфтваффе способна была наносить ощутимые удары. Но многое зависело от погоды.
Гитлер планировал, что в Ялте одним ударом сможет уничтожить всех своих противников – и Сталина, и Рузвельта, и Черчилля. Для этого в Крым были заброшены две группы радистов-метеорологов, которые должны были передавать сводки погоды, необходимые для налета авиации. На аэродромах стояли готовые в любой момент взлететь бомбардировщики. Но советские контрразведчики смогли выловить диверсантов и заставили их играть по своим правилам. Передатчики исправно выходили на связь и передавали сводки погоды, но под контролем СМЕРШа.
«Черчилль сидел, пил коньяк, курил, смотрел на Лазурное побережье, а в это время метеосводки передавали, что нельзя подлететь – все в тучах. Это была совершенно неожиданная операция, которая спасла ялтинскую конференцию. Но это заслуга в первую очередь контрразведчиков, которые сумели вести эту радиоигру и убедить немецкое командование, что погода нелётная, ситуация проблемная», – замечает Мясников.
Радистов, которых забрасывали в тыл врага, специально готовили на случай провала. Чтобы избежать возможной радиоигры со стороны противника, каждый радист имел свой условный знак. Например, в случае задержания он должен был в радиограмме поставить точку не в том месте. В центре сразу понимали, что шпион работает уже под контролем противника. Война в радиоэфире не имела границ. Она охватила огромные европейские территории. Британцы понесли огромные потери от радиоигр немецкой разведки. В Абвере был создан специальный отдел, который занимался выловом английских диверсантов. Особенно – радистов.
Союзники тоже использовали дезинформацию, переданную посредством радиоигр. Так, перед высадкой в Нормандии они провели успешную операцию по обману противника. Немцам подкинули труп погибшего офицера с секретными документами. В них говорилось, что высадка произойдет в Сицилии. Операция получила название «Мясо». Были задействованы радиопередатчики и коды, которые сообщали о якобы повышенной готовности войск совсем в другом районе. На вопрос – почему сотрудникам СМЕРша удавалось проводить столь успешные радиоигры – есть ответ. Дело в том, что 90% немецких диверсантов на советской территории были выслежены, а многие добровольно сдавались в плен. Один из руководителей Абвера говорил после ареста: «Почти ни один заброшенный в тыл Красной армии немецкий агент не избежал контроля со стороны советских органов».
«В радиоиграх советских спецслужб использовались более 80 передатчиков немецких агентов. В отдельные моменты велось до 70 операций по радиоигре одновременно. В результате было задержано порядка 400 агентов и кадровых сотрудников немецких спецслужб. Наша разведка оказалась достаточно эффективной, как объясняют, благодаря централизации, жесткому управлению в рамках СМЕРШа и точной координации действий с генеральным штабом», – говорит Фортунатов.
Сегодня радиоигры уходят в прошлое. Место радио, как средства передачи информации, твердо заняла Сеть. Что вовлекает мир в информационную войну? Некий круговорот фейков. Дипломаты и политики лгут журналистам, а затем сами же верят этой лжи, многократно растиражированной в мировой паутине. Дезинформация становится повседневностью, нормой. А правда зачастую – своего рода сопутствующим ущербом. Так, США бомбили Ирак, говоря миру, что Саддам Хусейн обладает оружием массового поражения. Позже выяснилось – никакого оружия массового уничтожения, кроме пробирки, которой потрясал американский генерал Пауэлл, у Саддама не было. Но за этими ложными заявлениями последовала настоящая война. Так что, оказывается – кто владеет дезинформацией, тот управляет миром.
Полную версию программы «Секретные материалы» смотрите на телеканале «МИР» и на нашем Youtube – канале.