Защитник земли русской. Как Сталин стал продюсером фильма «Александр Невский»
Россия на этой неделе отметила важную историческую дату – 800 лет Александру Невскому. Для всех нас это практически былинный персонаж. Подлинных исторических документов сохранилось совсем немного. Это «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», который написал неизвестный современник Невского в конце XIII века. А также «Лаврентьевская летопись» середины XIV века. В веке XX к личности легендарного героя обратился товарищ Сталин. Он, можно сказать, стал продюсером кинофильма про Александра Невского. Тему продолжит специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
1 декабря 1938 год. В кинотеатр «Художественный» на Арбате не пробиться. Зритель знал, на что шел. Незадолго до премьеры сценарий фильма напечатали в газетах. Народ жаждал это увидеть. И услышать слова, которые так запали в душу:
Имя великого князя Александра Невского со времен Октябрьской революции находились под запретом. И вдруг он предстает супергероем. Защитник земли русской. Идеальный, справедливый полководец. Спаситель Руси от шведов, от литовского и немецкого нашествий.
Грандиозный успех картины обеспечили, в основном, двое. Режиссер Сергей Эйзенштейн – уже признанный гений советского кинематографа и самый главный, генеральный продюсер всего СССР в целом и кинематографа в частности. Имя которого в титрах, конечно, не указывали.
«Это абсолютно социальный заказ. Это заказ, который нужен был государству. Который, может быть, больше всех других был нужен Иосифу Виссарионовичу. Но этот заказ был сделан великому творцу. И творец сотворил», – рассказал режиссер, народный артист РФ, театральный педагог Иосиф Райхельгауз.
В начале 1930-х Сталин коренным образом реформировал наследие революционеров. Главный тезис – прошлое страны больше не отрицаем и не очерняем. А заслуги великих, хоть и буржуазных предков, обращаем на пользу идеологии и исторической науки. Кандидатур на «героическую реставрацию» было несколько: среди них Минин и Пожарский, Дмитрий Донской. Но режиссер выбрал князя Невского. Из далекого 13-го столетия. О нем мало что известно. «И это хорошо», – сказал он госзаказчикам. – «Значит, как я сниму Невского, таким он и будет!».
«Момент второй: он совершенно однозначно воевал против Европы. Причем сначала разбил шведов в битве, потом разбил условных немцев во время Ледового побоища. Антинемецкий фильм, сделанный для конкретных целей в конкретный момент, когда война с Германией была моментом очевидным в ближайшее время», – сказал главный редактор издательства «Пятый Рим», историк, журналист, военный эксперт Григорий Пернавский.
Они потом почти все геройски погибли на полях реальных сражений. Дублер Александра Невского – кавалерист Лев Доватор. В 1941-м он будет уже генералом. Его убьют через полгода после начала войны. Лейтенант Григорий Сурков в фильме бился за магистра Ливонского ордена. Через пять лет ему дадут звезду Героя советского Союза. Его экипаж из горящего «Т-34» уничтожит пять немецких танков, самоходку, три противотанковых пушки и сотню солдат и офицеров вермахта. Имя Александра Невского бойцы писали на танковых башнях и фюзеляжах самолетов, в честь князя называли воинские части.
Что было через семь лет, известно. Врага разбили в его же логове. Хоть и непомерно высокой ценой. С первого дня войны Сталин именно Невского называл примером подражания для каждого бойца. И даже вернул орден его имени, созданный еще Петром I.
«Награждали этими орденами только старший начсостав. То есть лейтенантов и капитанов. Редчайший случай. Нужно было совершить что-то немыслимое. На том изменение отношения к прошлому не завершились. Во-первых, в 1943 году ввели новую, вернее старую форму. До этого, начиная с гражданской войны», – сказал доктор исторических наук Юрий Жуков.
А еще церковь отныне – не враг. Вера в Бога больше не конкурент вере в вождя.
«В 1943 году, когда стало ясно, что церковь православная не пошла против советской власти во время войны, поддержала ее, вела проповеди в защиту Советского Союза, советской власти, то было принято решение восстановить прежнюю старую структуру», – добавил Юрий Жуков.
Случайно или нет, но одно важного упоминания в советском кино нет. Германских крестоносцев на Чудском озере Александр Невский разгромил при помощи ордынских воинов. Вместе с сыном хана Батыя. После большой общей победы в знак признательности с однополчанином побратался. И стал великому хану близким родственником. За что доверие и власть получил по тем временам безграничные.
После разгрома германцев Невский еще долго и успешно правил. Прослыл не только великим воином, но и искусным дипломатом. Сталин обо всем этом тоже читал. Именно поэтому лично спас жизнь кинематографическому герою. Когда приказал убрать из фильма драматическую концовку. По сценарию, после решающей битвы Невского должны были отравить ордынцы.
Из воспоминаний Сергея Эйзенштейна: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. «Сценарий кончается здесь, – были мне переданы слова. – Не может умирать такой хороший князь!»
Святой благоверный князь Александр Невский, официальный покровитель рода Романовых, так и остался на бессрочной верной службе у нового руководства новой страны. Новая национальная идея не только прижилась, но и глубоко вросла в общественное сознание: «Невский жил. Невский жив…»