За кого выйдет замуж Лолита Милявская: в театре «Модерн» премьера спектакля «Женитьба»
«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! Просто голова даже стала болеть…»
Под громкое карканье ворон на лавочке в виде серпа и молота столпились разодетые женихи, один другого краше. А сваха тут – с чемоданом бутылок. Невеста же эффектно появляется под летающие мусорные пакеты, олицетворяющие собой то ли явную немолодость действующих лиц, то ли их низкое социальное положение. А рваный свитер с бантом-брошью – видимо, самый красивый наряд из всего, что есть в ее пожитках. Но в целом обстановка весьма урбанистическая и современная.
На сцене театра «Модерн» Юрий Грымов поставил спектакль «Женитьба». В основе постановки три известных классических произведения – «Женитьба» Гоголя, «Предложение» Чехова, «Женитьба Бальзаминова» Островского. А главную роль Агафьи Тихоновны исполняет Лолита Милявская.
Мужики-женихи постоянно друг над другом подтрунивают и всячески пытаются продемонстрировать свои «достоинства»: один показывает фокусы, доставая платочки из шляпы-цилиндра, другой разбивает кирпич о свою голову, третий пляшет… А невеста тем временем говорит: «Какое уж тут удовольствие?! Я и не думала, что выбирать так сложно…» И, действительно, сегодня выбор жениха – это целый квест для современных невест. Впрочем, самим женихам тоже приходится не просто. Оттого, наверное, многие и засиживаются, но, как говорится, «главное – нужно решиться!»
Особый антураж создают фрагменты советских песен. Что это? Ностальгия по былым временам? Или олицетворение привычной жизни уже немолодых женихов и невесты?
Основная мысль тут – людьми правит не любовь, а желание выгоды. Кто-то женится, чтобы избавиться от глубокого одиночества, кому-то нужны только деньги, другой мечтает похвастаться своей женой в обществе, а четвертого заставляют пойти на этот шаг друзья…
И не изменив ни строчки в классическом тексте, создает оригинальный микс хорошо известных нам еще со школьной скамьи произведений.
- А что вы делаете?
- Ничего.
- Я тоже – ничего.
Вот, пожалуй, и весь багаж интересов, который накопили эти люди за всю свою жизнь. И не потому ли эти горе-женихи постоянно выкручивают лампочки из светильников – чтобы не видеть истинных лиц друг друга?
- Скучно одной ничего не делать. Вместе как-то веселее.
И есть в этом желании найти себе спутника жизни какая-то безысходность, а вместе с тем и надежда. Но, как и полагается невесте, она обещает «подумать». А сваха тем временем уже гладит фату, которой Агафья Тихоновна в конечном счете опутывает телевизор, как паутиной, что еще раз намекает нам на статичность жизни и стойкое нежелание что-либо менять в своем устоявшемся мирке. Не потому ли в конце жених все-таки сбегает, оставляя невесту опять в одиночестве? И глядя на весь этот капкан чувств, становится и смешно, и грустно одновременно. А не в этом ли и заключается великая сила искусства – вот так вот легко и иронично говорить о том, что так значимо для человека, о том, что скрыто у каждого где-то глубоко внутри, уметь увидеть привычное в новом ракурсе и лишний раз напомнить, как все-таки хороша ложка к обеду?!
И в XXI веке для этого уже не нужны кринолиновые платья и фраки. В театре «Модерн» со зрителем говорят на другом «языке» – свежем, интересном, оригинальном. А выбор классического материала в очередной раз доказывает, что сколько б ни минуло лет, есть ряд проблем, которые будут волновать человечество всегда, независимо от социального статуса, количества денег в кошельке и уровня образования.