За кулисами саммита: как Женева готовится к встрече Путина и Байдена и почему нервничают журналисты?
«Напишешь обо мне пару слов? Кстати, я работал водителем в российском посольстве в Швейцарии. У меня американский паспорт, я переехал из Штатов более десяти лет назад. Сначала хотел жить во Франции, но оказалось, что там много расизма. Потом переехал в Швейцарию, здесь я чувствую себя в безопасности. В Америке я родился в таком районе, где небезопасно, понимаешь? Несколько моих друзей погибли, и я решил уехать. Это круто, что саммит проходит в Швейцарии, она дружелюбна для всех – не важно, ты из России или из США, и это хотят показать», – такими словами встретил меня в аэропорту Женевы водитель такси Арбидасир.
Женева начала активно готовиться к саммиту Россия – США 2021 за несколько недель до мероприятия. Пресс-центр открылся 14 июня в 14:00, попасть в него могут только аккредитованные журналисты, передает с места событий корреспондент «МИР 24». Помимо аккредитации необходимо предоставить сертификат о вакцинации или ПЦР-тест, сделанный не ранее, чем за 72 часа. Быстрый тест на коронавирус можно бесплатно сделать и в пресс-центре. Организаторы саммита решили отвести для журналистов два здания – одно прямо рядом с виллой, другое – в новой части города. В первый день работы пресс-центра в Женеву приехали 300 журналистов, 15 июня количество прессы увеличилось в разы, всего же на мероприятие аккредитовано порядка 1200 человек. Работает пресс-центр для аккредитованных журналистов круглосуточно. Однако некоторые журналисты, даже несмотря на наличие аккредитации, не смогли попасть в Женеву из-за введенных коронавирусных ограничений.
Буквально через несколько часов после того, как я приехала в пресс-центр и выложила фото в соцсети, мне в фейсбуке написала журналистка из Чилли Андреа Гонзалез-Виллабланка. Она была аккредитована на саммит, но ее рейс отменили из-за действующих в Чили ограничений. Девушка попросила меня взять ее бейдж и отправить фотографию ей на память. Однако работники пресс-центра категорически отказали в этой просьбе, которая нарушает строгие правила безопасности.
Встреча Владимира Путина и Джо Байдена состоится на вилле La Grange – это центр старого города и популярное туристическое место. Уже за несколько дней до начала саммита резиденция серьезно охраняется, а с 15 по 16 июня над ней и вовсе будет перекрыто небо.
В предвкушении предстоящей встречи все: начиная от работников кафе и заправок и заканчивая журналистами. Первые, видя журналистские бейджи, сразу задают множество вопросов, желают хорошей работы и проявляют явное гостеприимство. Вторые – томятся в ожидании более четких планов и инструкций от организаторов.
Какая атмосфера царит в пресс-центре? Немного нервная, но дружелюбная. Журналисты переживают, удастся ли всем попасть на пресс-конференции президентов или только ограниченному кругу работников СМИ? Как передвигаться между двумя зданиями, когда дороги в Женеве перекрыты из-за объявленных ранее дорожных работ? И конечно же, удастся ли задать свой вопрос Владимиру Путину или Джо Байдену?
«Судя по моему общению с экспертами, ожидания не очень высокие. Но без сомнения, они сделают несколько важных заявлений. Я думаю, в любом случае, хорошо, что у Путина и Байдена будет диалог. То, что они решили встретиться в Швейцарии, очень хорошо для международного имиджа Женевы, это престиж. Швейцария – достаточно нейтральная страна, и у нее весьма хорошие отношения, как с Россией, так и с США. Это довольно логичный выбор, так как у Швейцарии богатый опыт в организации подобных мероприятий. В том числе, с точки зрения безопасности. Не стоит забывать, что мы также проводили Давосский форум, не так давно приезжал Трамп. Я не буду рассказывать, какой вопрос я задам Путину или Байдену, но он будет касаться именно российско-американских отношений, о проблемах между странами», – рассказала журналистка швейцарского СМИ.
Представитель арабского телеканала ALARBY TV надеется, что главы двух стран обсудят войну в Сирии и конфликт, который длится там уже десять лет, именно о нем он бы хотел спросить президентов.
В пресс-центре для журналистов организовали несколько рабочих помещений: для телевидения, радио и пишущей прессы. Все они оснащены необходимым оборудованием. Стало известно, что между пресс-центрами будет курсировать несколько автобусов 16 июня. Нельзя не отметить, что работники СМИ, как и организаторы саммита, рады, что, несмотря на коронавирус, мир снова вернулся к активной жизни, в том числе, политической.
Российские политологи не ждут каких-то серьезных изменений в отношениях двух стран в результате саммита, однако ряд положительных договоренностей, например, в улучшении дипломатических отношений и работе генконсульств, могут быть достигнуты, рассказал в интервью «МИР 24» политолог и руководитель центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. Для рядовых граждан это означает возможность снова получать американские туристические визы.
«Американские и российские политологи сходятся в одном: никаких прорывных решений во время встречи Путина и Байдена ждать не приходится. Конечно, эта встреча не снимет существующие противоречия. Но значимость в том, что лидеры двух стран встречаются, высказывают четко в глаза друг другу свои позиции и говорят, что их не устраивает в политике друг друга. Мы должны помнить, что отношения начали ухудшаться не при Байдене. Этот процесс начался еще при Бараке Обаме и достиг высокого накала при Трампе. Мы знаем, что были встречи Трампа и Путина, но это не привело ни к каким изменениям. Отношения продолжали ухудшаться. Максимум, на что можно рассчитывать в этот раз, что будет достигнута стабильность на этой «точке замерзания». Возможно, будут достигнуты договоренности в организации дипломатических отношений, может быть, в американское посольство в Москве вернутся дипломаты, заработают генконсульства. То, что мы сейчас наблюдаем в этом отношении, ненормально, от этого страдают рядовые граждане, которые не могут сделать визы», – сказал он.
Среди положительных изменений может быть достигнута договоренность по неразмещению американских ракет в странах Европы.
«Может, удастся договориться о том, чтобы не размещать американские ракеты средней и меньшей дальности в Европе, и, соответственно, мы не будем их наращивать в Калининграде и европейской части России. Может, будут начаты переговоры по вопросам кибербезопасности, что сейчас очень важно. Можно рассчитывать на договоренности в области борьбы с эпидемией и в вопросах природоохраны. Но в политике все может быть: никогда не говори никогда», – сказал Шмелев.
Политолог сомневается, что саммит в Женеве может ухудшить текущие российско-американские отношения, так как на данный момент они и так очень плохие. «Ухудшить отношения очень сложно, так как они очень плохие. Следующий шаг в этом случае – полный разрыв дипломатических отношений или начало военной деятельности между двумя странами. Я думаю, до этого не дойдет», – объяснил он.
14 июня Владимир Путин дал интервью американскому телеканалу NBC, в котором заявил, что поддерживает борьбу афроамериканцев за свои права, и в очередной раз назвал обвинения в адрес нарушения кибербезопасности США безосновательными. Между американским журналистом и российским президентом развернулась весьма активная дискуссия. По словам Шмелева, интервью было хорошим решением для российской стороны.
«Американский журналист, который брал интервью, вел себя в стандартной американской манере: задавал жесткие вопросы и жестко отстаивал свою точку зрения. Владимир Путин – опытный политик, у него высокий интеллектуальный потенциал, поэтому он спокойно отвечал на все эти вопросы и парировал те выпады, которые допускал американский журналист. Я думаю, это было правильное решение, показать весь спектр, подготовить американскую сторону к тому, какую позицию займет Россия по ряду вопросов. В этом Байдену тяжело с Путиным тягаться, я думаю, поэтому он избегает совместных пресс-конференций и заявлений, так как на фоне Путина он будет выглядеть гораздо слабее», – заключил политолог.
Будут ли сюрпризы в ходе саммита, и что ждет российско-американские отношения, станет понятно только 16 июня.