«Режиссер, поставь мне жизнь»: как Александр Стефанович открыл миру Пугачеву и чем за это поплатился?
На 77-м году жизни скончался российский кинорежиссер и сценарист, бывший муж Аллы Пугачевой Александр Стефанович. Причиной смерти стало обширное поражение легких из-за коронавируса. Стефанович попал в больницу 5 июля. Первоначально он отрицал информацию об обнаруженном у него COVID-19 и говорил, что проходил обследование из-за обычного ОРЗ. Однако тесты ПЦР оказались положительными.
Александр Стефанович отметился в истории советского кино и телевидения как один из главных новаторов. Именно он снял первый фильм-телеинтервью, первый киномюзикл, первый музыкальный клип. СМИ окрестили его первым советским имиджмейкером и продюсером – и это в те годы, когда даже таких слов в стране никто не знал. В карьере Стефановича более 50 документальных фильмов, снятых на ведущих отечественных и зарубежных студиях. А его серия интервью с крупнейшими деятелями культуры и искусства (среди них Иосиф Бродский, Юрий Любимов, Зураб Церетели, Лени Рифеншталь) стали классикой документального жанра.
Но так сложилось, что большинство людей знает Александра Борисовича прежде всего как бывшего мужа российской Примадонны. Именно Стефанович создал сценический образ Пугачевой, благодаря которому она прославилась на всю страну, а после развода работал с ее главной конкуренткой – Софией Ротару. Как относилась к этому бывшая супруга и что сам Стефанович чувствовал, когда его называли «мужем Пугачевой» – читайте в нашей статье.
В кино не взяли из-за картавости
Александр Стефанович родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде. Он рос крепким, спортивным ребенком, занимался прыжками в высоту и даже попал в школу олимпийского резерва. Но в дальнейшем выбрал иной путь – еще в детстве Саша увлекся кинематографом.
В стремлении связать свою жизнь с кино его укрепило знакомство с Сергеем Соловьевым – будущим создателем «Ассы». Они сдружились, когда еще были подростками. Вместе ребята решили заняться режиссурой, но сначала получить необходимые знания. Они пропадали в библиотеках, отыскивая учебники по теории кино, тайком пробирались на закрытые кинопоказы, занимались фотографией и снимали свои первые работы на любительскую кинокамеру.
Окончив 8 классов, Сергей и Александр устроились на Ленинградское телевидение. Стефанович попал в постановочный цех и в служебном пропуске к слову «постановщик» приписал гордое «режиссер».
Фото: Машков Юрий/ТАСС
В какой-то момент Стефанович решил попробовать себя и в актерской профессии – в 14 лет пришел на пробы к фильму «Андрейка» о детях петербургских рабочих. Но попасть в кадр помешал речевой дефект: Саша не выговаривал букву «р».
Высшее образование Александр получил во ВГИКе, в мастерской Льва Кулешова. На втором курсе он снова решил попытать счастья и сняться в кино, на этот раз в военной драме Григория Поженяна «Прощай». По воспоминаниям Стефановича, он страшно волновался – боялся, что его опять не возьмут из-за картавости. Однако его утвердили на главную роль. Во время съемок начинающий актер познакомился с Олегом Стриженовым, Жанной Прохоренко, Владимиром Заманским и другими советскими кинозвездами. Впоследствии Стефанович признавался: те съемочные дни в Ялте стали одними из лучших воспоминаний его молодости.
И все же, главным предназначением Стефановича на протяжении всей жизни была режиссура. Его дебют состоялся на третьем курсе института. По заказу Ленинградского телевидения Александр снял документальную ленту «Все мои сыновья». Это был первый на советском телевидении фильм-интервью. Картина получила 14 премий, в том числе Главный приз Всесоюзного фестиваля телефильмов. Работу Стефановича показывали студентам режиссерских курсов как пример, к которому должен стремиться каждый режиссер. И даже сам Григорий Чухрай так впечатлился фильмом Стефановича, что позвал всю съемочную группу на работу в «Мосфильм». Так в 1970 году Александр Борисович начал работать на главной московской киностудии.
«Роковые яйца» и Высоцкого запретила цензура
Чухрай предложил Стефановичу снять любой фильм по его желанию, и у того сразу же возникла идея – экранизировать Булгакова. Для этого он даже лично встретился со вдовой писателя, и эта встреча переросла в крепкую дружбу.
Его первым игровым фильмом стала психологическая драма «Вид на жительство». В центре сюжета – советский психиатр, который страдает от того, что его не ценят на родине, и решает осесть за границей, но чтобы получить вид на жительство, ему придется предать свою страну. С присущей ему амбициозностью Стефанович пригласил на главные роли Владимира Высоцкого и Марину Влади. Однако пробить стену цензуры не удалось: режиссера вызвали на Лубянку и четко объяснили, что данные артисты на главной студии страны сниматься не могут. В итоге главные роли сыграли Альберт Филозов и Виктория Федорова.
Стефанович много сотрудничал с Сергеем Михалковым: вместе они написали сценарий для комедии «Пена», которая рассказывает о чиновнике, купившем диссертацию. Главные роли в фильме сыграли Анатолий Папанов, Ролан Быков и Леонид Куравлев. А в 1974 году по сценарию Михалкова Стефанович снял музыкальный фильм «Дорогой мальчик» – первый прообраз нынешних клипов. В 1977-м вышла еще одна его картина, посвященная ансамблю «Песняры» – фильм получил название «Диск».
Кроме того, своим появлением на большом экране Александру Стефановичу обязаны София Ротару, Александр Розенбаум, Давид Тухманов, группа «Машина времени» и многие другие деятели культуры, которых сегодня знает вся страна.
Вообще, жанр музыкального кино оказался для Стефановича самым плодотворным. Наиболее известны такие его работы, как «Душа», «Начни сначала», «Барды», «Осенний блюз», «Кураж». Кроме того, Стефанович снял около полсотни документальных лент, включая такие, как «Жаркий август 1991 года», «Предостережение», «Кремлевский заговор», «Сокровища русской церкви», «Звезды первой величины» и другие. Все эти фильмы пользовались популярностью у зрителей и вызвали большой общественный резонанс. Также Стефанович прославился серией так называемых кинопортретов – биографических фильмов о звездах культуры и искусства – как отечественных, так и зарубежных. Среди этих работ можно вспомнить «Один час с Козинцевым», «Иосиф Бродский. Страницы жизни», «Тайна Лени Рифеншталь», «Юрий Любимов. Монолог», «Неистовый Зураб», «Ирина Колпакова. Волшебство» и другие.
Женщина, которая поет: как Стефанович «слепил» Примадонну
Со своей будущей супругой Аллой Пугачевой Стефановича тоже свела работа. Режиссера и певицу познакомил поэт Леонид Дербенев. В то время Пугачева еще только начинала свое восхождение к славе, и Александр вовсе ничего о ней не знал. Но певица быстро покорила его сердце, и в 1977 году они поженились.
Для Стефановича это был второй брак: его первой супругой была актриса Наталья Богунова, звезда фильма «Большая перемена». Они сыграли свадьбу, когда были еще студентами, и прожили вместе семь лет. Не без скандалов: супруги часто ссорились, расставались и вновь мирились, детей так и не завели. Но, по словам Стефановича, даже после развода они с Богуновой сумели сохранить дружеские отношения. А вот родственник актрисы как-то рассказал, что Наталья всю жизнь любила Александра и потому больше не вышла замуж.
Свадьба Стефановича и Пугачевой происходила в спешке: режиссеру надо было срочно уезжать в командировку, а певице – на гастроли. Еще до того как они решили пожениться, Стефанович всерьез занялся имиджем певицы. Он отмечал, что в плане вокала у Пугачевой было много конкуренток: тех же Ларису Долину и Ирину Понаровскую он оценивал выше, чем собственную жену. Но, по его словам, у Пугачевой было одно неоспоримое преимущество, на которое он и сделал ставку – артистизм.
«Когда мы с ней познакомились, то она спросила, чем я занимаюсь. Я сказал, что я режиссер, снимаю фильмы. Она говорит: «Режиссер, поставь мне жизнь!» Это были ее слова, так что мне ничего не оставалось, как этим и заниматься», – вспоминал Александр Стефанович.
Он составил для жены список принципов, на которых впоследствии строилось каждое ее выступление и, как итог, – вся карьера.
Именно он создал образ «Женщины, которая поет» – о поисках любви, тяготах своей доли. Поет от первого лица, но одновременно от лица каждой женщины, сидящей в зале.
Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Между Пугачевой и Ротару: война двух див
Семейная жизнь с Примадонной не продлилась долго: в 1981 году они расстались. А после разрыва Стефанович начал работать с главной конкуренткой бывшей супруги – Софией Ротару. Так, он снял ее в своем фильме «Душа» и разработал для нее новый сценический образ, благодаря которому все и знают Ротару. А ведь изначально главную роль в «Душе» должна была играть Пугачева. Злые языки говорили, будто Стефанович таким образом отомстил бывшей жене. На деле все было гораздо сложнее.
Съемки пришлось остановить, а на главную роль взять другую актрису. Ротару отлично справилась с ролью. А затем Стефанович решил помочь ей и в певческой карьере.
«В тот момент у нее был фольклорный репертуар и соответствующие костюмы. Наверное, как творческого человека это ее несколько ограничивало. Она понимала, что это некий самоповтор. И она попросила, чтобы в фильме мы изменили имидж главной героини. Сделали ее другой, не такой, какой ее привыкли видеть люди на сцене. И этот имидж она бы потом использовала в своем дальнейшем творчестве.
После развода с Пугачевой Стефанович официально больше не женился, хотя романы у него были. Режиссер встречался с последней «Мисс СССР» Юлией Лемиговой, топ-моделью Аллой Мочернюк (он снял ее в своей картине «Начни сначала»), а в 2011-м году сделал предложение Ангелине Вовк – то ли всерьез, то ли в шутку.
Помимо режиссуры, Александр Стефанович реализовал себя как талантливый писатель. Он стал автором более 70 киносценариев и опубликовал несколько книг («Я хочу твою девушку», «День божоле», «Человек из Останкино», «Никас Великолепный», «Париж ночью»). Особую известность получил его роман «Кураж», ставший частично биографическим – в нем Стефанович описал период своих отношений с Пугачевой. На основе этой книги в 2014 году был снят одноименный сериал.