Круче голливудских фильмов: в Гаити расследуют таинственное убийство президента
В Гаити стали известны новые подробности в деле об убийстве президента Жовенеля Моиза. За которым, как оказалось, стоит ЦРУ. Все подробности – у политического обозревателя телеканала «МИР 24» Романа Никифорова.
Казалось, такое возможно только в Голливуде. Сюжет фильма «Идентификация Борна»: наемники ЦРУ организуют покушение на бывшего президента страны третьего мира. Убийца минует охрану, но его отвлекает семья. Позже коллега исправляет ошибку: хладнокровно достает жертву уже в Европе. ЦРУ заметает следы.
Гаитянская история – реальная, но покруче боевика будет. Президент не бывший, а действующий. В операции участвуют 28 наемников. Свою задачу выполняют с первого раза и про контрольные выстрелы не забывают – всего в лидера страны Жовенеля Моиза выпускают дюжину пуль. В отличие от чувствительного Борна, и с семьей не церемонятся – стреляют в первую леди. Ей удается выжить.
С американскими следом – как в фильме. Прямых доказательств нет, зато косвенных – хоть отбавляй. По делу задержаны три гражданина США гаитянского происхождения: одного считают организатором, двое других участвовали в нападении. Бывшие сотрудники управления по борьбе с наркотиками – так и представились. Остальные колумбийцы – по сообщениям СМИ. Наняты частной военной компанией CTU Security. Принадлежит венесуэльцу Тони Интриаго – стороннику лидера венесуэльской же оппозиции Хуана Гуайдо, которого Запад даже президентом называет. Штаб-квартира организации находится в Майами.
Президента Венесуэлы пытались атаковать на военном параде при помощи дронов со взрывчаткой. Ранения получили несколько гвардейцев, но Мадуро не пострадал.
Первая ЧВК появляется в 1967-м в Британии. Основатель – полковник Дэвид Стирлинг – тот самый, кто создал знаменитую Специальную авиадесантную службу – САС. Которую, несмотря на название, в России корректнее сравнивать даже не с ВДВ, а с группой «Альфа», а в США – со спецназом «Дельта». Антитеррор, освобождение заложников, охрана высокопоставленных лиц. Свои схемы управления и методы подготовки Стирлинг адаптировал к гражданской структуре. Американцам идея понравилась.
В 1980-м в США открыто проходит первый съезд наемников – его организует журнал «Солдат удачи». Вскоре появляется и пример международного сотрудничества для особо деликатных случаев, когда надо надежно спрятать концы в воду.
В 1980-х американские солдаты удачи подавляют волнения на Филиппинах. В 1990-х обучают хорватских военных во время гражданской войны в Югославии. В 2000-х активно участвуют в военных операциях в Афганистане. Затем в Ираке – там доля наемников доходит до 10%. В 2011-м отмечаются в Ливии. Узкоспециализированная отрасль превращается в мощную индустрию.
Количество частных охранников впечатляет – из них можно набрать полтора десятка пехотных дивизий.
Теоретически государство-наниматель несет ответственность за незаконные действия ЧВК – если дает незаконные указания. Но в реальности доказать что-то сложно.
Вот и после убийства президента Гаити американцы разводят руками: а где мотив? Ведь Жовенель Моиз был абсолютно проамериканским президентом. Однако в этой республике других и не водится.
На заднем дворе самой богатой страны мира – нищета, хаос и разруха.
«Гаити – это, к сожалению, такой вариант Карибского Сомали. Где есть масса кланов. Где есть масса банд и групп. Они до сих пор не преодолели последствия катастрофического землетрясения 2010 года. Там 200 тысяч человек до сих пор живут в палатках. Нет нужного количества питьевой воды, нет нужного количества продовольствия», – поясняет Хейфец.
Заводить новых друзей Америка не позволяет. Так что альтернативы у гаитян нет. После инцидента с участием американских граждан и компаний власти просят защиты все у того же Вашингтона. И граждане – тоже. Толпа у здания американского посольства вовсе не акция протеста. Это желающие уехать из страны.
«Я не могу спать по ночам. Мне пришлось приехать сюда, в посольство США, потому что мне страшно».
При таком раскладе США уже неважно, кто на Гаити президент. Если кому-то мешает – долго уговаривать не будут.
Впрочем, Вашингтон показывает: к событиям в Гаити не относится равнодушно. Даже Байден с заявлением выступил.
Не то чтобы Штаты готовы наконец помочь друзьям справиться с нищетой, криминалом и пандемией. Но поговорить о демократии – всегда пожалуйста. Не чужие ведь люди.