«Платье от соли торчало на мне колом»: как занимались спортом Ахматова, Набоков и Толстой?
Сегодня внимание всего мира приковано к летним Олимпийским играм, которые проходят в Токио. Долгие века после своего зарождения в древнегреческой Олимпии Игры были забыты и возродились как масштабное международное соревнование лишь в конце XIX века. К тому моменту спорт стал неотъемлемой частью досуга привилегированного слоя общества, в том числе творческой элиты. Так, Агата Кристи лихо рассекала волны на доске для серфинга, Владимир Набоков был «помешан на голкиперстве», а Пушкин, Маяковский и Хемингуэй не гнушались боксерскими перчатками. Рассказываем, какими видами спорта занимались знаменитые писатели и поэты.
Чтобы поддержать российских спортсменов, телеканал «МИР» запустил проект «МИРовые игры с олимпийскими чемпионами». Известные спортсмены, а также спортивные комментаторы в дни Олимпиады принимают участие в викторинах телеканала. Играйте и соревнуйтесь с легендами спорта, а также проверяйте, насколько хорошо вы помните главные события и интересные факты из истории Олимпийских игр!
Агата Кристи
Начнем с Агаты Кристи, которая вообще была человеком жизнелюбивым и активным, чуждым традиционной британской чопорности. Помимо прочего писательница обладала прекрасным чувством юмора, с которым в «Автобиографии» поведала о своем детстве, обычаях времен Викторианской Англии, о своих путешествиях и мужьях. С детства она чудесно плавала, а к серфингу приобщилась в Южной Африке во время кругосветного путешествия с первым мужем – Арчибальдом Кристи. Затем влюбленные углубили свои навыки в Гонолулу.
Вскоре создательница приключений про сыщика Эркюля Пуаро уже научилась покорять волны стоя: «День, когда мне, стоя на доске, удалось впервые доскользить до самого берега, сохранив равновесие, стал днем моего триумфа!». Помимо плавания и серфинга Кристи играла в гольф и очень любила кататься на коньках и роликах.
Лев Толстой
Один из главных русских философов, автор романа «Война и мир» Лев Толстой отличался богатырским здоровьем: занимался гимнастикой, плавал, пешком ходил в Ясную поляну из Москвы, катался на велосипеде, чему обучился в 67 лет, примерно в том же возрасте освоил теннис, которым страстно увлекся.
Овладев искусством уличных драк, юный Конан Дойл приобщился к самым разным видам спорта, от регби до футбола и бильярда, в римско-католическом колледже Стоунихерст, а после него поступил на медицинский факультет в Эдинбургский университет. Там он стал лидером студенческой регбийной сборной, занимался крикетом и футболом, боксировал. Именно в университете он освоил «джентльменский бокс» – умную борьбу без излишних жестокостей, которые были обычны в ее уличном варианте. Впоследствии ему не раз доводилось поучаствовать в боксерских поединках.
Вокруг бокса строился один из романов Артура Конан Дойла «Родни Стоун», который, по мнению автора, сыграл роль в возрождении в Англии интереса к боксу. Для Конан Дойла бокс вообще был чем-то большим, чем спорт. Писатель считал, что во времена Наполеона Бонапарта и на полях Первой мировой войны эти навыки помогали англичанам, закалявшим дух в боях голыми руками на ринге, одерживать победы.
А еще Конан Дойл был одним из первопроходцев швейцарских горнолыжных курортов. В 1893 году писатель отправился в Давос с женой, Луизой Хокинс, которой требовалось лечение от туберкулеза. Тогда горными лыжами в швейцарских Альпах занимались только два человека – братья Брангер. Писатель влюбился в горные лыжи. Благодаря его восторженным отзывам в английских газетах в Давос начали тянуться туристы, заинтересованные красотами природы и новым видом спорта, и уже в 1905 году в Швейцарии прошел первый чемпионат.
Анна Ахматова
Мне больше ног моих не надо,
Пусть превратятся в рыбий хвост!
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост...
Анна Ахматова играла в теннис, ездила на лошадях, но всему предпочитала плавание, хотя относилась к принятым в начале ХХ века купальным костюмам для дам с большой иронией:
Когда Ахматовой не было и года, семья переехала из Одессы в Павловск, а затем в Царское Село. Но каждое лето девочка неизменно проводила на Черном море – под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, там она «подружилась с морем». А плавала она, как рыба, могла несколько часов проводить там, куда не рисковали доплывать другие пловцы.
Анна Ахматова в Царском Селе, 1916 год
Мать, Инна Эразмовна, часто отправляла детей на базар в Херсонес на лодке – купить арбузы и дыни. Однажды на обратном пути Анна отказалась грести, и дети начали смеяться над ней, говоря: везем арбузы и Аню. Тогда будущая поэтесса обиделась, встала на борт и выпрыгнула в море, хотя до берега было еще очень далеко. Таким образом она с опозданием и добралась до дома.
Александр Куприн
Стоит отметить, что писатели, увлекавшиеся спортом, часто занимались и спортивной журналистикой – среди них Джек Лондон, Артур Конан Дойл и русский классик Александр Куприн – автор повестей «Гранатовый браслет», «Яма», «Олеся» и «Суламифь», один из самых увлеченных пропагандистов спорта в России на стыке XIX и ХХ веков. Он не раз повторял, что «спорт – большая и великая сила, и занятия под опытным руководством дают громадную сумму наслаждений и несомненную огромную пользу в деле физического развития».
Писатель не только с интересом следил за спортивными состязаниями в самых разных областях (бокс, скачки, даже лапта), но и сам вел спортивный образ жизни. В молодости увлекся гимнастикой, в 25 лет в Киеве поступил в кружок любителей тяжелой атлетики, где считался одним из лучших тяжелоатлетов и борцов. Это увлечение нашло отражение и в его произведениях, например, в очерке «Собрание атлетов-любителей» и рассказе «Мясо».
Племянник Куприна Георгий Можаров вспоминал, что когда писатель приезжал в гости в Сергиев Посад, в его чемодане всегда была пара гантелей.
«Своей собственной силой и ловкостью он страшно гордился и иногда прямо-таки тщеславился по-мальчишески. Помню, как однажды он правой рукой «выжал» на ладони (как атлеты «выжимают» гири) мою мать – женщину весьма солидную и увесистую. И, по-видимому, остался очень доволен этим свидетельством своей мощи. <…> К нам во двор ходило много молодежи – гимназисты и студенты <…> Куприн быстро перезнакомился с ними и энергично принялся обучать их спорту. Он учил их прыгать через столы, делать сальто-мортале, делать стойку на руках. Сам он, плотный, широкий, но упругий как мяч, с увлечением прыгал, бегал, кувыркался наравне со своими учениками. В заключение он обучал их французской борьбе. И долго еще после отъезда Куприна можно было видеть, как юные спортсмены выворачивают себе шеи и руки, стараясь усовершенствоваться во всех этих «тур-де-тет», «тур-де-бра» и «двойных нельсонах».
Уже в возрасте «за 40» Александр Иванович освоил катание на коньках под парусом по льду Финского залива и все стили плавания.