Конец ЖЭК-арту: почему в России запретили украшать дворы покрышками и как будут утилизировать резиновых лебедей?
Народное искусство или попытка застолбить права собственности?
Поэтому, по словам архитектора, люди смотрят, что есть у соседей, и пытаются использовать подручные средства, в том числе и автомобильные покрышки: закапывают их в землю, красят, пытаются сделать своеобразные инсталляции.
Почему нельзя рубить с плеча?
По словам президента Международного союза ремесленников, члена общественного совета при Минкультуры РФ Дениса Прикарева, всем этим наивным искусством занимаются, как правило, пенсионеры и инвалиды.
«Множество социальных программ сейчас просто закрыто. А те электронные программы, которые пропагандирует правительство Москвы, для пожилых людей тоже недоступны. Ведь пенсионеры не умеют пользоваться гаджетами, да у них просто нет электронных устройств. И отобрать у них возможность любоваться на результаты своего труда – пусть даже они примитивные и малохудожественные – это цинично и бесчеловечно, жестоко и негуманно», – говорит Прикарев.
По словам Дениса Прикарева, если Департамент жилищной политики хочет окультурить пространство вокруг домов, то сперва нужно наладить диалог с их жителями. «Как минимум собрать мнения этих пенсионеров, дать им возможность найти другую отдушину в жизни, надо начинать с кружковой работы с пожилыми людьми. В этом должны участвовать и психологи. Короче, необходима социальная и психологическая реабилитация, чтобы не травмировать пожилых людей и людей с особенностями. Ведь часто ЖЭК-артом занимаются именно инвалиды. А иначе это будет серьезной психологической травмой для них», – говорит эксперт.
ЖЭК-арт – это важный и довольно универсальный культурный феномен, считает куратор программ городской интеграции фонда V-A-C Ярослав Алешин. «Не нужно думать, что подобное творчество характеризует исключительно быт жителей спальных районов. Его смысловые аналоги можно встретить и на дачных участках весьма преуспевающих граждан, и в «местах силы» различных сообществ по интересам. Он выражает не только неудовлетворенность людей ассортиментом готовых функционалов, форм и сюжетов, представленных в сегменте рынка товаров уличного благоустройства», – говорит Алешин.
По словам эксперта, здесь нет смысла говорить о качестве, наивности, пользоваться другими категориями подобного рода. «Знаменитым арт-объектам Дюшана, включая его «писсуар», уже больше 100 лет. Так что классическое заявление неискушенного зрителя «я тоже так могу» совершенно правомерно. Действительно, так может любой. Осталось лишь дать каждому сориентироваться в многообразии контекстов истории искусства и определить собственное место на большой карте культуры», – говорит Алешин.
«Привычная иерархия высоких и низких жанров, равно как посвященных и непосвященных участников, здесь неприменима. Наоборот, способность увидеть одно в другом, себя в знаменитом художнике, а его скульптуру – в композиции из шин возле родного подъезда – это и есть способ обретения универсального языка культуры, который так сейчас необходим. Поэтому в наших программах мы среди прочего приглашаем художников, вместе с которыми участники групп разрабатывают и реализуют творческие проекты. И ЖЭК-арт в этой деятельности, конечно же, важнейшее подспорье», – говорит Ярослав Алешин.
Если все же утилизировать, то как?
Утилизировать правильно все покрышки, которые найдутся по садовым участкам и дворам, по словам экспертов, будет нереально. «У меня большие сомнения, что это будет более экологично, – говорит Федор Удольский. – Эту покрышку погрузят в КАМАЗ, отвезут в сторону и, скорее всего, закопают в двух километрах от прежнего места. Никто утилизировать их не будет, все отправится на свалку и будет по-прежнему портить экологию. Или покрышки сожгут, что еще хуже для экологии. А ведь в регионах, на местах их будут утилизировать, скорее всего, именно так, потому что производств для правильной экологической переработки шин у нас мало».
«Есть также пиролизные производства. В России их уже сотни, а в Соединенных Штатах их тысячи. Пиролизные производства позволяют из покрышек получать топливо, которое подходит для автомобиля. Эта система настолько эффективно действует в США, что до трети топлива, которое продается на бензоколонках – это пиролизное топливо, полученное из мусора. То есть покрышки вполне эффективно и экологически безупречно перерабатываются. Единственное, чего делать нельзя – это их жечь, в том числе и на мусоросжигающих заводах», – заключил эксперт.