Жизнь после Меркель: что ждет Германию и Россию при новом канцлере?
В Германии объявили имя нового канцлера: им станет лидер социал-демократов Олаф Шольц. На протяжении последних трех лет Шольц занимал пост вице-канцлера. Как сообщают немецкие издания, избрание нового канцлера состоится не позднее 8 декабря.
По итогам парламентских выборов, прошедших 26 сентября, Социал-демократическая партия Германии набрала 25,7% голосов избирателей, получив 206 мест в бундестаге. Ее главные конкуренты – блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз Германии и Христианско-социальный союз в Баварии), лидером которого до 2018 года являлась Ангела Меркель – отстали всего на 1,7%. Однако для СДПГ это лучший показатель за последние годы, а вот консерваторы потерпели сокрушительное поражение, показав худший результат со времен Второй мировой. Партия не получила поддержки даже в Северном Рейне-Вестфалии – на родине нынешнего лидера Армина Лашета.
Также стало известно, как будет выглядеть новое коалиционное правительство. Впрочем, здесь обошлось без сюрпризов: в состав коалиции, как и ожидалось, вместе с СДПГ войдут «Зеленые» и Свободная демократическая партия (СвДП). При этом с высокой долей вероятности именно «зеленые» будут определять внешнеполитический курс Германии. По оценкам большинства политологов, новым министром иностранных дел станет их лидер Анналена Бербок.
Очевидно, Германию ждут большие перемены. Впервые за долгий период правительство возглавят социал-демократы, и, несомненно, это отразится как на внутренней, так и на внешней политике ФРГ, и, как следствие, на всем европейском пространстве. Будет ли Олаф Шольц продолжать курс своей предшественницы? Как назначение нового канцлера отразится на отношениях между Германией и Россией? Наконец, какой будет Германия без Ангелы Меркель и правда ли, что все эти 16 лет мы жестоко недооценивали «мутти»? На эти и другие вопросы Mir24.tv ответили эксперты.
Лашет достиг «потолка», а Шольц удачно «нарисовался»: почему партия Меркель проиграла выборы?
Итак, в жизни немцев началась новая эпоха: объединенная фракция ХДС/ХСС, на протяжении 12 лет возглавлявшая правящую коалицию, в этот раз даже не вошла в нее. В обновленном кабинете министров не будет ни одного представителя христианских демократов. Эксперты называют разные причины произошедшего: одни считают, что без Меркель партия «осиротела» и утратила былые позиции, другие винят во всем протеже канцлерин – Армина Лашета, который, по многим оценкам, стал крайне неудачной кандидатурой на пост нового национального лидера. По мнению старшего научного сотрудника центра европейских исследований ИМЭМО РАН, политолога Владимира Оленченко, здесь одновременно сыграли роль несколько факторов.
Женщинам, чтобы пробиться наверх, приходится проявлять много мужских качеств, быть жесткими, отмечает Екатерина Тимошенкова. В этом смысле Меркель нередко сравнивали с другим известным лидером – Маргарет Тэтчер. Но, в отличие от «железной леди», «мутти» умела проявлять не только жесткость, но и гибкость, когда это было необходимо.
«Меркель изначально очень критично воспринималась немецким населением и экспертным сообществом. Считалось, что у нее недостаточно лидерских качеств и она недостаточно харизматична. Но спустя 16 лет ее стиль управления, ее стиль кризисного менеджера, стиль человека, который способен работать в команде и нацелен на достижение компромисса, оказался очень востребованным», – говорит Тимошенкова.
При этом канцлерин, несмотря на свой высокий пост и влиятельность, была очень скромным политиком и никогда не выпячивала своих достижений, добавляет политолог.
Меркель никогда не ударялась в популизм и не боялась вызвать недовольство своими действиями – всегда обдуманными, четко спланированными и – решительными. Так, во время греческого долгового кризиса, длившегося с 2010 по 2018 год, Меркель стала для греков одной из самых ненавидимых персон на планете. Напомним, что данный кризис угрожал всей еврозоне, когда в 2015 году в Греции произошел дефолт. Греки, сперва просившие помощи у ЕС, оказались недовольны мерами жесткой экономии, к которым их призвали европейские коллеги. В результате очень многие немецкие финансисты и бизнесмены выступали за то, чтобы выкинуть Грецию из зоны евро, понимая, что их миллиарды, может быть, и спасут европейскую валюту, но назад своих денег они уже не получат. Однако Меркель понимала, что это грозит гибелью всей еврозоне, и в итоге спасла ее.
Но политолог Владимир Оленченко не согласен с такой характеристикой. «Нужно учитывать особенности национального менталитета, – напоминает он. – Конечно, она [Меркель] отличается от южных европейцев (я имею в виду жителей Греции, Италии, Испании и т.д.). Они – эмоциональны, они склонны к некоторому гипертрофированию ситуации. Меркель этого не допускает», – говорит эксперт.