Секретарша из преисподней: участница истребления людей в концлагере Штуттгоф предстала перед судом
В Германии предъявили обвинение стенографистке с «фабрики смерти». Ирмгард Фурхнер сейчас 96, а в 18 она была помощником начальника концлагеря Штуттгоф. Все подробности – у исторического обозревателя телеканала «МИР 24» Дмитрия Барбаша.
В концлагерь Штутгоф Хаим Голани попал в декабре 1944-го. Тогда ему только исполнилось 15. После ледяного душа на морозе заключенным выдали полосатые робы и деревянные башмаки. Все это узник нацизма хорошо помнит и спустя почти 80 лет.
«Это мои свидетельские показания на нацистку фрау Фурхнер, секретаря концлагеря Штуттхоф, которые я передал суду в Германии».
Пожилую женщину обвиняют в соучастии в массовых убийствах более 11 тысяч человек. С июня 1943-го по апрель 1945 года фрау Фурхнер работала секретарем у коменданта лагеря Штуттгоф Пауля Вернера Хоппе.
Концлагерь Штуттгоф расположен в 37 километрах от Гданьска. Его построили сразу после нападения Германии на Польшу в сентябре 1939-го. Освободили концлагерь части 3-го Белорусского фронта 9 мая 1945-го. Через него прошли более 100 тысяч узников нацизма. Русские, белорусы, евреи, поляки. Погиб каждый второй.
«На каком-то этапе немцы провели операцию по удалению из гетто всех детей, которые не могли работать. Их уничтожили».
Скорее всего, наказание для Ирмгард Фурхнер будет не строгим. В прошлом охранника этого же лагеря Бруно Дея осудили всего-то на два года условно.
«Эта дама, нацистка, сама по себе, возможно, не имеет значения. В таком возрасте с нее уже много не наскребешь. Но это правосудие очень важно для истории. Для наших детей», – уверен Хаим Голани.
Это были настоящие фабрики смерти. Людей травили газом, морили голодом, сжигали в печах. Заключенные умирали от непосильного труда и нечеловеческих условий содержания. Всего, по разным данным, через нацистские лагеря прошло более 18 миллионов узников. Уничтожено 11 миллионов. Из них от 5 до 6 миллионов – граждане Советского Союза. И каждый пятый – ребенок.
История Фурхнер – уникальный, но не единственный процесс. В Германии сейчас рассматривают дело бывшего охранника концлагеря Заксенхаузен. Его обвиняют в соучастии в убийстве более 3,5 тысячи заключенных во время Второй мировой. Подсудимому 100 лет. Вероятно, это последние в истории суды над нацистскими преступниками.