В театре «Практика» премьера спектакля о Москве и всех, кто живет «В кольцах»
«Внутри колец люди чувствуют себя увереннее…»
Маленькая однокомнатная квартирка в пределах Третьего транспортного кольца. Здесь живет Нина – главная героиня повести «Несчастливая Москва» Евгении Некрасовой, по которой Марина Брусникина поставила спектакль «В кольцах». Как и многие другие, она приехала в этот город, но ей повезло – жилье она сняла не где-то за МКАД, а ближе к ТТК. Конечно, больше всех везет тем, кто поселился внутри Садового или Бульварного, но хуже «всем, кто дальше, за МКАД, – тому только пропадать».
«В кольцах» – удивительная фантасмагория, выстроенная на череде метаморфоз, случившихся в столичном городе, где живут люди, привыкшие чувствовать себя в безопасности. От потусторонних сил столицу защищают кольца и позволяют жителям чувствовать себя увереннее. Именно здесь они «продолжали жить, как хотели и как умели», но до тех пор, пока вдруг все не перевернулось с ног на голову.
Круги – это ведь не только символ Москвы, но и с древних времен магический символ защиты от темных сил. На протяжении всего спектакля артисты, ведя повествование, кажется, постоянно совершают нечто похожее на ритуальные танцы, разрывая при этом привычный круг любого москвича: дом-работа-дом…
Однажды что-то пошло не так, и весь город буквально сошел с ума. Роль Нины исполняют сразу несколько актрис. Здесь нет диалогов, мы слышим только авторский текст повести, что цепляет зрителя хоть и не сразу, зато очень прочно, поскольку он весьма метафоричен и аллегоричен. Девушки в серых костюмах превращаются с легкостью и в подруг, и в коллег, и даже выступают в роли субличностей Нины. Каждая олицетворяет собой Нину в конкретный день, когда что-то пошло не так.
Каждые сутки тут творится что-то из ряда вон выходящее: то люди теряют свой человеческий облик, то части тела, то мораль, то детей, то забывают родной язык. А потом исчезают вовсе. И Нина остается одна кататься на велосипеде по абсолютно пустой Москве, веря, что «все вернутся, все обязательно вернутся…»
Эта история была написана еще до пандемии, но сегодня, в это непростое время, звучит особенно остро. Неизвестное вмешивается в привычную жизнь москвичей и непонятно, что делать дальше. Как жить, когда не можешь выйти на улицу, когда теряешь свое истинное лицо, когда перестаешь чувствовать уверенность в завтрашнем дне – какие еще сюрпризы готовит завтра? И чувствуется во всем этом какая-то усталость – то ли сам город решил прогнать вдруг всех своих жителей, то ли кто-то еще вмешался и выбил людей из колеи.
Как принять новую реальность и что делать дальше – бежать прочь, эвакуироваться, как все, или остаться в городе? «Мне настолько нечего терять, что я могу наказать себя только неинтересной работой», – говорит Нина. А между тем Москва не прощает ошибок. Принимает, терпит, но не прощает. И если жить по принципу «они просто танцевали, чтобы скоротать свой день или жизнь», то рано или поздно деградация и регрессия неминуемы. «Мы разучились читать? Это новое несчастье?» – вот так постепенно, шаг за шагом, деградирует каждый обитатель колец. И чтобы хоть как-то спасти себя – бежит вон из Москвы. «Эвакуироваться можно с Ярославского вокзала в 16.00 и из Новогиреево в 19.00»
А между тем Москва здесь – особое действующее лицо, представленное проекцией многоэтажек за окном, мягкими растягивающимися стенами квартиры. Не случайны и строки известных песен о столице, которые разбивают каждый новый день. «На Третьем транспортном и под ним не появлялось ни людей, ни машин…» И вдруг понимаешь, за что ты любишь этот город – именно за его суету и многолюдность, за его возможности и перспективы, за воспоминания и обещания, за закаты и рассветы, за зиму и лето, смену которых почти не замечаешь и, да, за круги, которые часто шутливо называют «кругами ада».
И, кажется, самое важное как раз в этом большом городе – не замкнуться на себе ни в самоизоляции, ни внутри толпы в метро. Ведь «одного круга недостаточно!», а это значит лишь, что, бегая по кругу своей жизни, важно не растерять, а приобрести, не остаться одному, ведь недаром так врезаются в память финальные строки: «Все вернутся, все обязательно вернутся…» Но главный вопрос все-таки: «Скажи, почему это с нами происходит?..»