on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

«Беларусьфильм»: как снимали любимые фильмы детства?

20/12/2021 — 18:09
«Беларусьфильм»: как снимали любимые фильмы детства?
Фото: ТАСС/ Лупейко В.
«Беларусьфильм»: как снимали любимые фильмы детства?
Фото: ТАСС/ Лупейко В.
«Беларусьфильм»: как снимали любимые фильмы детства?
Фото: ТАСС/ Лупейко В.

1 января 1976 года на телеэкраны вышли «Приключения Буратино». Режиссер Леонид Нечаев был в ярости. Скоро школьные новогодние каникулы, а его новый детский фильм никак не мог пройти приемную комиссию. Худсовет возмущался: а почему кот без хвоста? А почему лиса – в платье? Как это так – мальчишка кидается шишками и издевается над стариком! Но картину удалось отстоять.

«Премьера прошла в новогодние каникулы, мы посмотрели этот фильм и были в некотором шоке», – говорит исполнительница роли Мальвины в фильме «Приключения Буратино» Татьяна Проценко.

«Приключения Буратино» положили начало новой традиции: под каждый Новый год – премьера. Многие из них сняли на студии «Беларусьфильм». Именно здесь Красная Шапочка зазывала в Африку. Именно здесь Тим Талер продал свой смех. Именно здесь Денис Кораблев попал в очередной переплет.

В Советском Союзе был свой детский Голливуд – студия «Беларусьфильм». Эти картины смотрит уже пятое поколение детей. В юных киногероев до сих пор влюбляются мальчишки и девчонки. А давно выросшие артисты с теплотой вспоминают, как их принимали в Минске.

Середина семидесятых, столовая студии «Беларусьфильм». Реквизитор с пюре и сосисками, пара редакторш с булочками и компотом. Народу немного. Пока со смехом и криками не вваливалась целая компания юных артистов.

«В столовой нас все боготворили. Давали все самое вкусненькое, поварихи умилительно смотрели», – вспоминает Татьяна Проценко.

Нынешнее название – «Беларусьфильм» – киностудия получила в 1946 году, через 20 лет после создания. К тому времени своя студия была почти в каждой советской республике.

«Киностудия «Беларусьфильм» практически всегда занимала первое место по организации производства среди всех киностудий, даже таких крупных, как «Мосфильм», «Ленфильм». Актеры из Москвы, Киева всегда отмечали теплый и душевный прием на киностудии», – комментирует Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин.

Если знаменитостям из Москвы и Ленинграда приходило приглашение приехать на пробы в Минск, они почти всегда соглашались. Наверняка будут не просто съемки, а настоящие приключения!

«Для них для всех это тоже было отдохновение – сыграть в детской сказке. Они там все просто развлекались. Они там все отдыхали душой. Для них это был праздник жизни, именины сердца. А Владимир Абрамович был ко всему прочему человеком открытым, может, для того, чтобы мы не боялись его. Он нас очень любил потчевать конфетками, рассказывать нам анекдотики. И нам очень нравилось в него кидать шишками», – рассказывает Татьяна Проценко.

Съемки фильма «Кортик», конец смены. Если разрешал режиссер, взрослые артисты разводили костер, доставали гитары. Вокруг непременно собирались и юные герои. Послушать песни, расспросить – а какая она, жизнь знаменитостей?

«Ребята были очень озорные. Озорные и думающие. Просто интересно было с ними. Не чувствовал себя стариком по сравнению с ними», – говорит Народный артист Украинской ССР Михаил Голубович.

Почти все герои «Кортика» – обыкновенные ребята. Ассистент режиссера ходил по минским школам, фотографировал подростков, снимки на студию приходили сотнями. Режиссер Николай Калинин внимательно рассматривал каждое лицо.

«Когда я приходила в его комнату на студию, все было в фотографиях детей. Он выбирал из тысяч. Для него очень важны были глаза человека, его лик», – отмечает актриса Наталья Чемодурова.

Леонида Нечаева называли последним советским сказочником. В детское кино он попал случайно. После ВГИКа молодому режиссеру давали только проходные фильмы для телевидения. Когда он возмутился, неожиданно предложили поехать в Минск. Там детское кино некому снимать. И Нечаев остался на «Беларусьфильме».

«Мы его звали папа Леня. Он с нами возился. У него у самого были дети на съемочной площадке. Они тоже бегали вместе с нами, играли. Он мог совершенно спокойно высморкать нос и накормить ребенка. Это был человек, который просто жил вместе с нами», – говорит Татьяна Проценко.

Лето 1975-го года. Леонид Нечаев почти отчаялся: отсмотрели несколько сотен девочек, а настоящую Мальвину так и не нашли. К этой героине были особые требования: огромные голубые глаза и словно фарфоровое, кукольное личико.

«Папа был изначально против того, чтобы я снималась. Он просто знал изнанку этого всего дела. Ему казалось, что это все испортит мою жизнь. Все, ты встала на эту скользкую дорожку, что же будет?» – делится Татьяна Проценко.

Взрослым разрешали сопровождать маленьких детей на съемочной площадке с одним условием: ни во что не вмешиваться.

«Вот у Димы Иосифова, который играл Буратино, бабушка все время была на площадке. И я даже однажды увидела, что она какие-то таблетки ему дает. И я спросила в чем дело, на что она ответила, что это витамины для роста», – вспоминает редактор киностудии «Беларусьфильм» Изольда Кавелашвили.

Однажды бабушка узнала, что для эффектной сцены Диме нужно связать руки и ноги, а потом подвесить на сук вниз головой. Бабушка категорично заявила: «Только через мой труп».

«И пришлось ее обмануть, назначить дежурной и отправить за продуктами в город, а Диму подвесить. Дима висит на суку, который может в любой момент обломиться, Дима упадет головкой на оператора, а камера придавила бы меня», – рассказывает кинооператор стадии «Беларусьфильм» Юрий Елхов.

Яна Поплавская единственная приезжала на съемки без сопровождения. Девочке было всего десять, когда ее выбрали Красной Шапочкой. Но дочь артистов с раннего детства и сама играла в театре, хорошо знала закулисную кухню.

Сложней всего пришлось режиссеру «Кортика» и «Бронзовой птицы» Николаю Калинину. Он снимал подростков – далеко не всегда предсказуемых и послушных.

«Он имел терпение с ними работать. Я всегда восхищался дисциплине ребят. Когда я приезжал на съемки, они уже были подготовлены», – комментирует Народный артист России Эммануил Виторган.

Средняя зарплата в середине семидесятых – 100-150 рублей. Автомобиль «Москвич», к примеру, стоил пять тысяч, трехкомнатная кооперативная квартира – десять тысяч. А на стоимость одного детского фильма можно было купить целую пятиэтажку. Сумма доходила до полумиллиона.

Что означает 400 рублей? Три средних зарплаты. Это взрослым актерам за главные роли платили до двух тысяч, а детям – в несколько раз меньше. Зато не скупились на сказочные декорации.

«От 8% до 12% выделялось на декоративное строительство. Предварительно каждый цех подсчитывал все необходимые затраты и в эти рамки, 8-12% необходимо было уложиться», – говорит начальник цеха декоративно-технических сооружений киностудии «Беларусьфильм» Юрий Осокин.

Однажды над декорациями и реквизитом пришлось работать всей съемочной группой. Поначалу поляну Мальвины хотели снять в настоящей розовой оранжерее.

«Нашли садовника, который сделает розовый сад. Он дал свое согласие, но приехали все, а там же не только Мальвина и режиссер. Там же еще освещение, камера, тележки. Когда это все бедный садовник увидел, схватившись за голову, он сказал, стоп, нет, запрещаю! После вас здесь будет выжженная пустыня! И мы снимали это в результате в павильоне, зимой. Ромашки вырезали все! Были розданы ножницы и все, кто мог, вырезал», – вспоминает Татьяна Проценко.

Поляна Мальвины очевидно бутафорская. А вот лес, где Красная Шапочка поет про крокодилов-бегемотов, снимали и на натуре, и в павильоне. И найти отличия в кадре очень трудно.


Агрессивный, высокомерный, не признающий авторитетов – так описывали Сережу очевидцы. Всесоюзная слава после премьеры «Кортика» повлияла на него в худшую сторону.

«Прислали однажды письмо. Девочка писала Брежневу, чтобы он помог ей, дал адрес. А это письмо переслали мне сюда. И мне приходилось отвечать. А девочка написала огромное письмо о том, как она его боготворит и любит на четырех страницах», – говорит Изольда Кавелашвили.

Фильм «Бронзовая птица» уже был снят и смонтирован, осталось только озвучить. В возрасте всего 36 лет режиссер Николай Калинин внезапно умер – то ли от менингита, то ли от побоев после драки. Тайна его гибели так и не раскрыта. Сережу Шевкуненко уже никто не мог спасти от криминальной судьбы.

Почти все маленькие звездочки «Беларусьфильма» в памяти зрителей так и остались детьми. Дима Иосифов – Буратино – единственный закончил актерский факультет ВГИКа, много лет играл в театре и кино. Красная Шапочка Яна Поплавская выучилась на актрису, но ушла на телевидение. Мальвину Таню Проценко даже не приняли в школьный театральный кружок, мол, ты поиграла в актрису, дай и другим поиграть. Саша Продан (Тим Талер) и Сережа Власов (Питер Пэн) стали инженерами. Единственный, кто жалеет об упущенных возможностях – минский водитель Владимир Дичковский. Он же Генка из «Кортика».

«Когда он пришел поступать в театральный институт, его не приняли. Сказали – он уже готовый артист. Так отнестись к мальчику, который сделал славу Беларуси. Его обожает столько поколений», – говорит Наталья Чемодурова.

Леонид Нечаев снимал финал «Приключений Буратино» в настоящем Дворце пионеров, с настоящими зрителями. Переполненный зал, цветы, овации, искренние детские эмоции… Но режиссеру показалось, что чего-то не хватает.

«Нас привели на съемку, в чем мы были, в том мы и пришли. И вот говорят, что сейчас будут снимать финал. Бантики завяжите, чтобы было красиво. Мама переживала: «Ну что ж вы не сказали заранее, мы бы надели самое красивое платье, волосы завили», – рассказывает Татьяна Проценко.

Актеры стали настоящими, обычными, как и дети-зрители, которые их так полюбили.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости