В театре «Около дома Станиславского» – «Человек из Подольска»: «Граждане пассажиры, скажите, куда я еду?»
«Что ты видишь по дороге от дома до работы? Ты знаешь, какие у тебя стены в подъезде? И какого цвета дверь?»
В театре «Около дома Станиславского» премьера спектакля Максима Громова – ученика Юрия Погребничко – «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова.
Бывает, вот так – живешь, живешь, а ничего вокруг не замечаешь. Дом-работа-дом. Женишься-разводишься. Мечтаешь о поездке в Амстердам, а родной город кажется серым, унылым и нет никакого дела до того, сколько в нем живет человек….
А потом вдруг попадаешь в полицию. Отвечаешь на странные вопросы. Пытаешься понять, за что тебя задержали, почему не бьют палками и не подкидывают наркоту. Абсурд какой-то…
И кажущийся на первый взгляд абсурдный спектакль на самом деле оказывается очень даже реалистичным. А абсурд, на самом деле, – когда что-то идет не так, как мы привыкли, когда появляется что-то из ряда вон выходящее, то кажется абсурдом. И удивительно, что самым абсурдным на сегодняшний день оказывается внимание к личности человека. Надо же, насколько мы все действительно привыкли, что никому до нас нет дела. А есть ли нам самим до кого-то дело?
Главное действующее лицо – Фролов Николай Степанович (Солопов Максим, Богомолов Даниил) – обычный парень из Подольска, журналист, работающий в районной газетенке и получающий 35 тыс. рублей в месяц. Закончил истфак, но ни редакторская деятельность, ни история его никогда не интересовали. Он плывет по течению жизни и соглашается на то, что ему предлагают.
В этом отделении полиции допрос ведет словно не «господин старший лейтенант», а его собственная совесть, его второе Я, которому важно разбудить сознание и душу человека, заставить его смотреть по сторонам и пробудить хоть какой-то интерес к жизни.
Постановка у Максима Громова получилась очень ироничной. И тем громче смех в зрительном зале, чем ярче мы видим весь абсурд повседневной жизни каждого жителя Москвы и Подмосковья. Как всегда, в «Около…» тихие спокойные интонации. И чем тише и спокойнее говорят артисты, тем масштабнее ощущается драматизм происходящего.
А кто из нас, толкаясь утром в электричке, смотрит в окно? Замечаем ли мы, что там? Видим ли смену времен года? Чувствуем ли запахи, улавливаем ли краски? Мы привыкли ездить в разные страны, но ведь и в каждом подмосковном городе есть, на что посмотреть: церкви, парки… Ведь, действительно, «чем Подольск хуже Амстердама с точки зрения обретения истины?»
В этом отделении полиции ежедневно ведется воспитательная работа – главное, чему учили этих «ментов» в институте. Они допрашивают людей, а потом выдают протокол, который советуют читать каждый день утром и вечером. И в каждом содержится примерно одно и то же: «Живу как животное. На автомате…» Но Коля недоумевает: «Что это за преступление такое, что за него надо задерживать?»
Будда, какие-то немыслимые движения и звукосочетания для развития мозга… «Никто не обещал, что будет легко. Развивать мозг всем трудно». Но чтобы излишне не напрягаться, достаточно «изменить свое отношение, не воспринимать все происходящее как наказание». И что бы ни происходило, главное помнить, что «Истина добывается человеком самостоятельно». И чтобы жизнь не прошла мимо, важно замечать, что творится вокруг тебя, а то ведь так и проспишь все до конечной остановки. А как только научишься ценить мгновения, обращать внимание на то, что тебя окружает, узнаешь историю своего города, своей страны, заинтересуешься чем-то по-настоящему, то…
… То, пожалуй, тогда вот и обретешь настоящую свободу! И проживешь эту жизнь не как животное, а как человек!
Фото предоставлены пресс-службой театра «Около дома Станиславского»