Как работал уголовный розыск в послереволюционной Москве
После революции 1917 года и начала Гражданской войны в стране сложилась тяжелая криминальная обстановка. В ходе революционных событий из тюрем массово освободились профессиональные преступники всех мастей. В послереволюционной Москве бандиты объединялись в банды и совершали дерзкие ограбления. По улицам города было опасно ходить даже днем. Поэтому для борьбы с бандитизмом в ноябре 1918 года создается Московский уголовный розыск.
Рожденные революцией
В Москве с осени 1917 года сложилась напряженная ситуация с преступностью. Убийств стало в десять раз больше, а число грабежей, разбоев и краж выросло в несколько десятков раз. В этот период в преступном мире существовала сложная иерархия, которая состояла из десятков категорий воров. Так, «торбовщики» крали мешки у крестьян, «капорщики» воровали шапки, «голубятниками» называли чердачных воров, «марушники» крали на похоронах, «клюквенники» воровали в храмах, а «мойщики» обчищали спящих в поездах. Но самыми опасными были организованные банды налетчиков.
В послереволюционной Москве бандиты объединялись в банды и совершали дерзкие ограбления. К слову, в результате вооруженного налета на бухгалтерию завода «Богатырь» было похищено 6 миллионов рублей ассигнациями. После нападения на контору «Главсахар» бандиты украли 2 миллиона рублей. Жестким ограблениям подверглись Москворецкий райсовет, типография знаменитого книгоиздателя Сытина, несколько кассиров-артельщиков. Ограбления простых граждан исчислялись сотнями и совершались каждый день.
В такой обстановке советской власти насущно требовалось создать новую систему уголовного сыска, развалившегося после революции. 5 октября 1918 года в целях борьбы с бандитизмом и охраны революционного порядка НКВД РСФСР принял положение «Положение об организации отделов уголовного розыска». Именно с этого дня начинается советский уголовный розыск. Уже в ноябре того же года создается московское городское управление – легендарный МУР.
Новые и старые кадры
Распустив царскую сыскную полицию и отвергнув поначалу методы ее работы, новая власть остро нуждалась в кадрах. В первое время комплектование милиции было добровольным, но вскоре сменилось обязательной службой, а затем – комплектованием по партийному призыву. Сделать это пришлось, поскольку желающих заниматься охраной общественного порядка в условиях хаоса на улицах было мало. Постепенно, шаг за шагом, сотрудники уголовного розыска в «боевых» условиях наработали бесценный опыт сыщиков русской полиции.
Кроме того, в работу в угрозыске шли бывшие сыщики царской полиции, готовые сотрудничать и делиться опытом с новыми коллегами. В наибольшей степени повезло, наверное, Москве: здесь угрозыск в значительной степени был укомплектован сотрудниками с дореволюционным опытом. Это ярко показано в фильме «Господа-товарищи», в котором бывший следователь сыскной полиции Николай Вараксин приходит работать в МУР.
Однако отношения между красными сыщиками и бывшими сотрудниками сыскной полиции были напряженными и драматичными. Всем было очевидно, что это вынужденный компромисс. Из книги Сергея Холодова «История уголовного розыска. 1918-1999»:
Постепенно обновлялся кадровый состав и функции московского угрозыска. Если вначале оперативным работникам вменялась только «охрана революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьба с бандитизмом», то уже в 1920-е годы при уголовном розыске создаются кабинеты судебной экспертизы, вводится бригадный принцип работы. У истоков «революционной» реорганизации московского сыска стоял первый начальник МУРа – Александр Максимович Трепалов, назначенный на эту должность в январе 1919 года.
В прошлом бывший рабочий-металлист и балтийский моряк, Трепалов энергично взялся за работу на новой должности. Его можно назвать сыщиком-самоучкой: не имея опыта в криминальном сыске, он обладал острым умом, блестящими организаторскими способностями и никогда не стеснялся учиться новому.
Прежде всего, Трепалов создал в составе МУР специальное подразделение – группу по борьбе с бандитизмом. Он разбил Москву на 10 округов и поставил во главе каждого проверенных, испытанных в боях людей – инспекторов, ответственных за раскрытие преступлений в своем районе. Далее по служебной лестнице вниз шли помощник инспектора, потом старший агент. Последний непосредственно наблюдал за потенциальными преступниками, проживающими в округе. В помощь старшему давались младшие агенты, для внедрения в банды под прикрытием. Эти нововведения дали немедленные и весомые плоды по борьбе с московскими бандами. В 1920 году за успехи в борьбе с преступностью ВЦИК наградил Трепалова орденом Красного Знамени, самой высокой наградой Советской Республики.
Знаменитые московские банды
В этот период, 1918-1920-е гг., Москву наводнили многочисленные банды, наводившие ужас на горожан, особенно коммерсантов. В отличие от обычных воров, налетчики часто убивали своих жертв, заметая следы или в пылу борьбы со своими жертвами. Они были прекрасно вооружены и организованны. По городу орудовали банды Мишки Рябого, Сережки Барина, Плещинского по кличке Гришка Адвокат, Филиппова-Козули, Сабана, Селезнева, получившего прозвище Чума, и многих других.
Новые методы работы, внедренные Трепаловым в МУРе, позволили за быстрые сроки покончить с наиболее опасными преступниками. Уже к 1920 году разбоев в советской столице стало втрое меньше, грабежей – в девять раз, а убийств – на треть. Газета «Петровка, 38» приводит выдержки из отчета того времени о результатах работы Московского уголовного розыска за 1919 год:
Ликвидирована шайка Сабана, который убил свою семью и вместе со своими товарищами совершил целый ряд убийств и вооруженных ограблений. Между прочим, известное ограбление на Мясницкой дело их рук. Изловлена банда Кожевникова, за которой числилось около 20 убийств и ограблений; разгромлена банда Капустина – около 36 убийств; арестована шайка, которой руководил правая рука Кошелькова – Гришка Мартазин, который готовился ограбить кассу Курского вокзала (при аресте Мартазин пустил себе пулю в лоб); арестована группа Маньки Сопли, которой был убит осведомитель Особой группы МЧК при уголовном розыске Матвеев и ограблена касса Главкож. Разгромлена шайка латышей Скуя, Майде и других, которые под видом обысков производили грабежи.
Одной из самых опасных банд в Москве считалась шайка Якова Кошелькова, который умудрился по случайности ограбить самого Ленина, когда тот ехал на машине по городу. За бандой сыщики охотились в течение нескольких месяцев. Чтобы выйти на след бандитов, МУР провел облаву по всему городу, проверив все ночлежки и притоны. В результате операции было арестовано свыше 200 человек, изъято большое количество оружия.
Однако главаря банды и его ближайших подельников сразу взять не удалось. Понадобилось еще несколько дней, прежде чем удалось вычислить место, где скрывался Кошельков. Но и там главаря не оказалось. На допросе один из задержанных бандитов раскололся и назвал еще две квартиры, где часто бывал Кошельков. Туда срочно были направлены оперативники, но и тут Яшка словно сквозь землю провалился.
Из книги Сергея Холодова «История уголовного розыска. 1918-1999»:
Следующей на очереди должна была стать сберкасса в подмосковном городе Щелково. «К ограблению кассы Кошельков с подельниками готовились особенно тщательно и долго, – рассказывает Холодов. – Но это, скорее всего, и подвело преступников. О готовящейся акции стало известно сотрудникам МУР. Возле здания сберкассы муровцы устроили засаду. 21 июня 1919 года ничего не подозревавший Кошельков со своим верным подручным Бариновым напоролись на сотрудников уголовного розыска как раз в тот момент, когда попытались взломать входную дверь. В ходе завязавшейся перестрелки оба бандита были ликвидированы».
Так, благодаря успешной борьбе с бандитизмом и столичной преступностью Московский уголовный розыск заслужено стал считается одним из лучших сыскных отделений страны.