Узел долговечности: как в Армении возрождают национальное ковроткачество
Исторические факты
Традиция плетения ковров в Армении датируется III веком до н. э. Макет примитивного ковроткацкого станка этого периода нашли при раскопках поселений на северо-востоке Армении. А остатки ковров в Артикском могильнике, в Кармир-Блуре и средневековой столице Армении, в городе Ани. Армянские ковры всегда были признаком богатства. Плели их из чистой шерсти, а окрашивали исключительно натуральными красками. Старинным традициям следуют на ковровых фабриках и сегодня.
Секрет №1: натуральное окрашивание ковровых ниток
Путь будущего ковра начинается в покрасочной комнате. Сюда привозят натуральные нити из шерсти овец. Первоначальный цвет шерсти варьируется от белого до бежевого. Первым делом сырье промывают от жира. Шерсть на специальных станках закручивают в нити и оставляют вымачиваться на 48 часов.
Окрашивают нити в большом чане, в который добавляют около четырех тонн воды и красящие натуральные компоненты. На 100 грамм нитей уходит 4 литра раствора. Колоризация вручную не позволяет повторить цвет нити точь-в-точь при повторном окрашивании, ибо никогда невозможно предугадать, даст ли растение в очередной раз желанный оттенок. Поэтому для изготовления одного ковра все необходимые нити окрашивают сразу.
После дело остается за малым – нити промывают специальной фильтрованной водой и оставляют сушиться. В сухом состоянии можно увидеть эффект перехода цвета, причина – неоднородное окрашивание. Именно эффект абраш придает палитре ковров еще большую пластичность и глубину.
Плетение ковров
В основном мастерицы ткут ковер вручную. В старину для основы армянских ковров они выбирали шерсть, хлопок, а иногда даже шелк. Но сегодня многие предпочитают хлопковую основу. Для плетения нужно установить основу для ткачества. Им предоставляют схемы будущих ковров. И уже можно начинать ткать. Мастерицы ткут ковер особой технологией, которая позволяет коврам «жить» дольше. Это называют двойной узел. Сначала пряжа обвивает с разных сторон две соседние нити основы, а затем оба конца выходят на лицевую сторону.
За одну минуту мастерица может завязать около 40 двойных узлов. После того как мастерицы заканчивают один ряд узлов, в дело идут ножницы. С помощью ножниц мастерицы удаляют ненужную длину ворса. Но все зависит от заказчика, если они предпочитают ковры с длинным ворсом, мастерицы ножницами просто подравнивают кончики ниток. В таком случае ковер становится более пушистым и мягким. Для уплотнения они прибивают нити.
Дракон – символ победы
Армянские ковры помимо техники привлекают внимание своими орнаментами. Многие уверены: они несут ритуальный характер. Они часто были украшены изображениями людей, животных, мифических драконов и исторических событий. В коврах много ярких геометрических узоров, крестов и овалов.
«Большим спросом у покупателей пользуются «Вишапагорги». Это ковры с изображением дракона-вишапа. На них в основном изображены орнаменты драконов, древа жизни, фениксов, символов бесконечности. Ковры символизируют победу. Многие считали: они защищают дом от зла», – рассказывает мастерица Нушик Осипян.
Последний штрих после плетения – ковер снимают, по краям срезают основу и обшивают шерстяной нитью. Сотканные ковры отправляют на мойку.
После мойки ковры прочесывают не меньше пяти раз. И только вручную. Так избавляются от лишних ворсинок. Обратную сторону тщательно обрабатывают древесной смолой, чтобы защитить от моли и деформации. После в дело идет машина для стрижки. Благодаря ей ковер обретает разную толщину. В старину предпочитали оставлять ворс длинным. Его толщина доходила до 7 мм. Нужно было утеплиться. Теперь такой необходимости нет. Все зависит от заказчика.
Современные армянские ковры
Армянские ковры сочетаются с современными интерьерами. Они прекрасно смотрятся на стене и на полу, придавая уют и тепло.
Историческая и художественная ценность армянских ковров по достоинству оценена во всем мире. В Лондонском музее хранится ковер XVII века, в Нью-Йорке в Музее Метрополитен – ковер XVI века. Цветные подарки украшают коллекции таких знаменитостей, как Шарль Азнавур, Джордж Клуни, Папа Римского Франциск Первый.