Дорогостоящий спор, или Как сегодня живет самое крупное предприятие Кыргызстана?
Поиски золота в Срединной части Восточного Тянь-Шаня начались еще 100 лет назад. Первую унцию драгоценного металла тут отольют только спустя 70 лет. Богатые недра назовут «Кумтор» в честь реки, протекающей рядом. А месторождение признают самым высокогорным в мире.
В советские годы запуск проекта постоянно откладывался из-за высокой стоимости – требовалось около 1,5 миллиардов долларов на тот момент. Строительство рудника началось только в 1993. Вся современная история Кыргызстана связана именно с этим месторождением золота. Зарубежного инвестора еще в начале независимости пригласил в Кыргызстан Аскар Акаев. Постепенно республика потеряла возможность самостоятельно управлять своими недрами. И вот этот год может стать решающим. Так как наконец у страны появилась возможность распределить главные роли в этой многосерийной драме так, как выгодно Кыргызстану.
Производственный цикл запустили в 1997 году и уже через год был выплавлен первый миллион унций золота. Но Кыргызстану доставалась лишь часть. Разработчиками месторождения были по очереди две канадские компании.
В начале прошлого года была создана госкомиссия в составе депутатов, членов правительства и представителей аппарата президента, которая в итоге пришла к выводу, что Кыргызстану за годы разработки был нанесен огромный экологический вред. Вместе с налоговыми невыплатами ущерб составил более 4 млрд долларов.
К моменту, когда отчет был представлен депутатам, оказалось, что иностранный менеджмент уже покинул страну. Парламент ввел так называемое внешнее управление из числа кыргызских специалистов. Инвесторы были не согласны с обвинениями и начались международные судебные тяжбы, которые продолжаются уже около года.
Так, все 30 лет независимости Кыргызстана «Кумтор» был главным политическим триггером в обострении отношений между властью и оппозицией. Каждого последующего президента и его правительство обвиняли в сговоре с инвестором, так как условия соглашений постоянно пересматривались не в пользу Кыргызстана, как в распределении долей, так и в экологических вопросах. Поэтому «Кумтор», как политика, практически не сходит с первых страниц СМИ. Но само производство часто остается за кадром. Мы и решили рассказать, так что же представляет из себя самое крупное предприятие страны.
Всего на предприятии работает более 4000 человек, 80% – штатные сотрудники. Тут говорят, что все идет по плану. Отставания от графика нет, несмотря на трудности. На места уволенных иностранных сотрудников было принято 200 местных жителей.
Чтобы попасть на «Кумтор», надо пройти обязательный осмотр. Проверяют в первую очередь давление, так как подниматься надо на высоту больше 4 тысяч метров. И если оно у человека высокое само по себе, сразу дают отказ. Сатурация тоже очень важна. Так как самая частая неприятность, которая может случится наверху – нехватка кислорода. И если у меня в городе была сатурация 99%, то наверху она сразу упала до 76%. Пришлось делать укол, чтобы не произошел отек легких. На протяжении всего времени, что мы были на месторождении, а это около 4 часов, было сложно дышать, ходить и вообще – думать. Нам постоянно говорили не торопиться и ходить медленно, но у группы журналистов, которые приехали пресс-туром на рудник, собственно говоря, иначе бы и не получилось. Чтобы привыкнуть, требуется несколько дней.
Карьер, где ведется открытая добыча руды, конечно, впечатляет своими исполинскими размерами. Отработка месторождения ведется открытым способом. Сначала проводится бурение, взрывные работы, погрузка и после – транспортировка на фабрику. Почти 600 тысяч тонн руды отправляется на извлекательную фабрику ежедневно.
Чувствовать себя уверенно на карьере отремонтированным машинам помогает эта радиолокационная система. Тут их 3. Они работают круглосуточно. Их задача следить, чтобы не было обвалов. Если где-то начинается движение массива, радары тотчас дают сигнал в виде графиков. Если ситуация серьезная, включается сирена.
Наладить все процессы удалось за считанные часы. Сегодня, по словам нового руководства рудника, горные работы ведутся в полной безопасности. По склонам безостановочно курсируют сотни самосвалов, экскаваторов, грейдеров и бульдозеров. В год они перевозят примерно 160 млн тонн горной породы.
Параллельно рассматривают еще один вариант добычи руды – подземный. Уже идут переговоры с независимыми инжинирнговыми компаниями. Их цель – оценить безопасность этой идеи и выгоду.
С карьера самосвалы везут груз сначала на дробилку, а потом сюда, на золотоизвлекательную фабрику. Чтобы получить один слиток золота весом примерно 25 килограммов, придется переработать 15 тысяч тонн руды в сутки.
С трех тысяч датчиков и приборов слежения вся информация поступает на специальный контрольно-диспетчерский пункт. У каждого участка своей оператор, который следит за технологическими процессами. Впервые за 25 лет в этом году на «Кумторе» запланировали полное обновление системы слежения и управления почти на всех производственных этапах.
По заявлению госуправленцев, деньги изысканы из собственных доходов. В последнем отчете внешнего управляющего компанией Тенгиза Болтуруку говорится о том, что «Кумтор» перевыполнил план 2021 года на 150%. За год было выплавлено 468 унций золота. Выручка от его реализации составила 856 млн долларов.
Как утверждает новое руководство, замена старого оборудования позволит извлекать золото без лишних потерь. Работа рудника расписана до 2031 года. После череды взаимных судебных исков правительство и канадский инвестор все же сели за стол переговоров по заключению мирового соглашения.
Кыргызстан требует полной передачи предприятия республике. Инвестор, в свою очередь, хочет, чтобы власти страны отказались от экологического иска и отдали принадлежащие стране 26% акций в международной корпорации, куда входит не только «Кумтор», но и еще несколько месторождений по миру.