Остап Бендер в жизни и на экране: почему Арчил Гомиашвили не сыграл Штирлица и как внезапно стал миллионером?
На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал актера на главную роль в фильме «Двенадцать стульев». Изначально на нее претендовало более двухсот актеров. После строгого отбора осталось двадцать кандидатов, причем все – знаменитости. Среди них были Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Владимир Басов, Никита Михалков, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и даже Муслим Магомаев.
В фильме начал было сниматься Владимир Высоцкий, потом Александр Белявский, но снятый материал Гайдаю не нравился. И тут кто-то сказал режиссеру, что существует моноспектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка», где все роли играет актер Арчил Гомиашвили. Режиссер немедленно вылетел в город Горький, где в тот момент шел этот спектакль. И остался доволен: ему понравились напористость и энергия актера, а также хитроватый блеск в его глазах. Так Арчил Гомиашвили стал первым Остапом Бендером на советском экране.
Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ
Арчил Гомиашвили – актер невероятной судьбы. Куда там до него самому Остапу Бендеру. В юности будущий актер трижды сидел в тюрьме, в театр его привел лично великий режиссер Георгий Товстоногов. Перебравшись в Москву, он получил легендарную квартиру, которая раньше принадлежала дочери Сталина Светлане Аллилуевой. А в 60 лет актер внезапно стал миллионером и открыл ресторан и клуб с говорящим названием «Золотой Остап».
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер.
Отец же его в советское время сделал карьеру по партийной линии. Он уехал в Москву и окончил там Институт красной профессуры, который готовил партийных идеологов. В тот момент, когда у него родился наследник, он работал на Донбассе: возглавлял там комитет угольщиков. Новорожденного назвали Арчилом в честь деда.
Кадр из личного архива
Детство будущего актера проходило сперва на Украине, потом в Грузии. В 30-е годы его отец был репрессирован, по ложному доносу оказался в лагере, и был освобожден только в последний год войны, когда сын стал совсем взрослым.
В своих интервью Арчил Гомиашвили рассказывал, как в юности отец украл его будущую мать, чтобы жениться на ней. «Моя мама, интеллигентная девочка, попала в стаю волков. Семья – четыре сына, и дедушка мой – бандит. Там были очень строгие обычаи и дикие, на мой взгляд. Моя мама была обязана каждую ночь мыть ноги моему деду. Это было почтение к старшим. Ну, дикари!»
Мать Арчила была дочерью священника, образованной и интеллигентной, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее она всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Гомиашвили очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х.
В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил ему маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но юноша связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил его к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.
В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме.
Кадр из личного архива
На этот раз он стал участником масштабной драки в гостинице «Националь» из-за женщины – популярной киноактрисы Людмилы Целиковской. Причем пострадавший в этой драке мужчина лишился глаза. В одном из своих интервью актер так рассказывал об этом эпизоде: «Неизвестно, кто ему глаз выбил – там такая драка была! Но показали на меня. Выхожу из тюрьмы, уже зима была, у ворот стоит машина и в черном котиковом пальто на белом снегу моя мама. Она дала пострадавшему взятку, чтобы он отказался от своих показаний».
Блистательный Остап Бендер
После этого Арчилу Гомиашвили пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в Грузию, он был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Еще через 10 лет актер перебрался в Поти, где устроился в Русский театр имени Грибоедова.
Именно в Поти в 1958 году Арчил Гомиашвили впервые воплотил на сцене образ великого комбинатора. Он поставил свой спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Это был спектакль одного актера, где он играл не только самого Остапа, но и все остальные роли: Паниковского, Балаганова, подпольного миллионера Корейко и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.
В те же годы актер начал сниматься в кино. Его первой работой в кинематографе стала роль Манташерова в фильме «Лично известен» о революционере-большевике Камо. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии «Крот», а в 1961 году сыграл Ерошку в драме «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Причем был отмечен за эту роль международной наградой, чем могут похвастаться лишь единицы советских актеров.
Но всесоюзную известность принесла актеру все же роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», снятая в 1971 году. Причем, несмотря на громкую славу, сам Гомиашвили этот фильм не любил.
Вот что он говорил в интервью: «Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: мы ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом – в ритм фильму. К тому же, меня озвучивал другой актер. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что так будет, я бы не снимался. И потом мы не разговаривали пять лет».
Сам актер считал, что гораздо полнее он раскрыл образ Остапа Бендера в том моноспектакле по мотивам «Золотого теленка», с которого все началось. Тем не менее фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора смог окончательно перебраться в Москву. Ему даже торжественно вручили ордер на трехкомнатную квартиру, да не простую, а роскошную, в которой раньше проживала дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев», реж. Леонид Гайдай, Киностудия «Мосфильм», 1971 г.
Почему актер не сыграл Штирлица?
В столице актер сперва устроился в театр имени Ленинского комсомола, но не смог работать с Марком Захаровым и перешел в театр имени Пушкина.
Не многие знают, что Арчил Гомиашвили очень хотел сыграть роль Штирлица в телесериале «Семнадцать мгновений весны» и даже был утвержден на эту роль. С режиссером Татьяной Лиозновой у них были романтические отношения, они даже собирались пожениться, и очень хотели работать вместе. Но руководство «Мосфильма» зарубило его кандидатуру.
Вот что рассказывал об этом сам Гомиашвили: «К несчастью, у нас с Татьяной Лиозновой закрутился роман. К тому же, Вячеслав Тихонов вел себя очень активно, доказывал, что эта роль создана для него. Я тогда в Москве был новый человек, а Тихонов уже был Тихоновым! Началось давление на режиссера, и Татьяна заняла нейтральную позицию. Меня это очень оскорбило. Я обиделся, все бросил и уехал в Грузию».
Гомиашвили предлагали сняться в роли Мюллера, но он отказался. И в результате в знаменитом советском сериале так и не сыграл, а с Татьяной Лиозновой не разговаривал потом до конца жизни.
Всего Гомиашвили снялся почти в трех десятках фильмов, причем многократно – в роли Сталина. Образ вождя народов он воплотил в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти» и «Трагедия века». Режиссеры высоко ценили умение Арчила Гомиашвили вжиться в эту роль.
Как мечта великого комбинатора сбылась в жизни актера?
Личную жизнь актера можно назвать бурной. Он всегда нравился женщинам. Официально женат был три раза, в каждом браке были дети, с которыми актер всю жизнь активно общался.
Третью и последнюю жену – балерину Татьяну Гомиашвили – он, по собственному признанию, просто увез – точно так же, как его собственный отец когда-то увез из родного дома его мать. Причем Татьяне было всего 16 лет, а самому актеру – почти 40. Вот как он рассказывал об этом: «Я на гастролях был в Белоруссии. Увидел ее – под мышку и увез. Я старше ее на 24 года. У нее главное оружие – умение не воевать за себя, не отвоевывать своей позиции. Приходил, когда хотел, уходил, когда хотел. Все всегда было готово. Были частые переезды – все чемоданы уложены, все постирано. Никто меня не спрашивал, куда я иду, почему не пришел, почему опоздал. Мне надо быть вольным! Чтобы жена поперед батьки не лезла».
Когда актеру было уже за пятьдесят, он вдруг увлекся режиссурой и решил сам снять фильм о миллиардере Майкле Филде по его книге «Америка глазами таксиста». С этим человеком актера познакомил во время поездки в Восточную Германию посол России. Книга просто потрясла актера! В ней Майкл Филд рассказывал свою историю: как в молодости он нищенствовал, жил на улице и чуть ли не из мусорных баков питался, и все же – стал миллиардером. И вот Гомиашвили захватила идея снять фильм о его судьбе и самому сыграть главную роль.
Спектакль Московского театра имени Ленинского Комсомола «Автоград – XXI». На снимке: Топурия – артист Арчил Гомиашвили (слева), Горячев – артист Олег Янковский. Фото Михаила Строкова / ТАСС
Целый год он уговаривал Филда профинансировать этот проект. «Год я жил в Западном Берлине и почти ничего не зарабатывал, все тратил, – рассказывал актер. – Я дошел до ручки, а он все не подписывал контракт. И вдруг вызывает меня. Я понял – все, конец». По словам актера, он в отчаянии зашел в казино и поставил последние сто марок на 23 – день своего рождения. И вдруг выиграл! А потом еще и еще – в общей сложности 160 тысяч немецких марок!
А Майкл Филд ему все-таки отказал. Но зато сделал актеру царский подарок, чтобы тот тоже мог заработать свои миллионы. Подарил целый игорный бизнес – десять комнат с игровыми автоматами на самых оживленных улицах Западного Берлина! То есть всего за один день Арчил Гомиашвили стал очень богатым человеком: мечта Остапа Бендера чудесным образом сбылась в жизни самого актера!
Спустя несколько лет Гомиашвили открыл в Москве собственный клуб с рестораном, казино и баром, назвав его «Золотой Остап». Заведение стало одним из самых популярных мест столицы начала 90-х. Туда ходили и бизнесмены, и политики, и культурный бомонд, причем нередко в ресторане можно было увидеть и самого актера, чаще всего – в образе Остапа Бендера.
Иногда в клубе проводился квест, от которого посетители были в восторге. Гостям казино предлагались 12 стульев и несколько попыток найти «клад», который был тщательно спрятан где-то под сиденьем. Нашедший забирал все себе!
Клуб был по-настоящему хорош: два года подряд «Золотой Остап» даже удостаивался звания лучшего заведения в Европе! Он просуществовал несколько лет. Также Арчил Гомиашвили открыл в Москве несколько бутиков итальянской одежды.
Актер Арчил Гомиашвили на вечере памяти режиссера Леонида Гайдая. Фото Василий Смирнов/ТАСС