Жизнь и смерть Мишки Япончика – короля бандитской Одессы
Легендарный бандит Мишка Япончик оставил след не только в криминальной истории Одессы, но и в художественной литературе, послужив прототипом Бени Крика – одного из главных героев «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. В литературных мифах он предстает романтическим налетчиком и благородным грабителем, одесским Робин Гудом и ловким революционером, защищавшим простых людей от богачей и полицейских. Рассказываем о реальной и вымышленной жизни Мишки Япончика.
Юность: революционер и анархист
Мойше-Янкель Меер-Вольфович Винницкий – так по-настоящему звали Япончика – родился в знаменитом одесском районе Молдаванка, в семье биндюжника. Отец его занимался грузовыми перевозками, был суровым, но трудолюбивым человеком. Размеренный обывательский быт предполагал, что Мишка станет законопослушным человеком, никак не связанным с криминальным миром. Он начал работать учеником в матрацной мастерской, посещал еврейскую школу, а затем поступил электриком на одесский завод аэропланов.
Конец привычной жизни принесли еврейские погромы, участившиеся в 1905 году, когда черносотенные дружины и просто озверевшие толпы громили еврейские кварталы Одессы. Мишка вступает в отряды еврейской самообороны и принимает боевое крещение в уличных столкновениях с погромщиками. Чувство несправедливости взывало к мести и радикализации взглядов молодого одессита. Вскоре Винницкий вступил в организацию анархистов-коммунистов, вместе с которыми совершает налеты на богатых жителей города.
От экспроприации «буржуйского» имущества Мишка переходит к насильственным действиям против представителей закона. Молодой анархист совершает теракт и убивает полицейского пристава, подполковника Кожухаря. Рассказывают, что юный революционер (ему не было и 16 лет) выследил полицейского, замаскировавшись под чистильщика обуви. Несколько недель он спокойно чистил туфли прохожим, которые ставили ногу на ящик, даже не догадываясь, что внутри него спрятана бомба. Однажды его клиентом стал Кожухарь. Неизвестно, как народному мстителю удалось взорвать бомбу, оставшись невредимым самому, но от полученных ранений пристав скончался на месте.
Однако содействие большевикам не давало бандитам Япончика защиты от преследования: его подручных одного за другим начали отстреливать или арестовывать. Поэтому единственным выходом оставалось открыто вставь на сторону Красной армии. В июне 1919 года, получив разрешение от ВЧК, бандиты Мишки формально перестали считаться уголовными элементами и стали бойцами 54-го стрелкового полка имени Ленина во главе со своим королем. Это было странное собрание уголовников, анархистов и всевозможных мелких авантюристов.
Япончик надеялся, что легализация банды избавит его от хлопот, но командование РККА решило отправить полк на борьбу с наступавшими петлюровцами. Перед отправкой на фронт был устроен шикарный банкет, новоиспеченному командиру полка были торжественно вручены серебряная сабля и красное знамя. На войну бойцы поехали с огромным обозом, включая полковых жен.
Пока полк ехал на фронт, его состав в результате дезертирства поредел в несколько раз, причем некоторые бойцы исчезли еще до отправки, не желая покидать привольную Одессу. По пути красноармейцы редеющего полка продолжали заниматься грабежами, пополняя обоз экспроприированным богатством. Встречал полковую вольницу давний знакомый Япончика Григорий Котовский, который к этому времени стал видным красным командиром.
Конец короля
Первая атака одесситов против петлюровцев была успешной, но на следующий день контратака противника привела к полному разгрому полка. Подопечные Япончика сбежали с поля боя и частично разошлись по окрестным селам в поисках добычи, а главарь с оставшимися бандитами решил, что пора вернуться в родную Одессу. Они захватили пассажирский поезд, однако состав до города не дошел, и 4 августа 1919 года он был остановлен отрядом Красной армии возле станции Вознесенск. Красные решили ликвидировать остатки бандитского полка.
Так бесславно закончилась жизнь Мишки Япончика, который не пожелал встроиться ни в одну политическую систему и предпочел вольную, но быстротечную жизнь одесского налетчика. Сегодня Япончика часто вспоминают как короля всех воров в законе, но настоящим авторитетом в современном смысле этого слова он, конечно, не был. Тем не мене он послужил прототипом для многих литературных и кинематографических воплощений.