Один день в гостях у смелой королевы Тянь-Шаня: как в Кыргызстане выращивают ели
Когда мы видим пальму, сразу возникают ассоциации с Африкой. Березу – с Россией. Секвойю – с Америкой. Так вот, если вы увидите где-то невероятно пушистую ель, знайте, это королева Тянь-Шаня. Один из немногих питомников по ее разведению находится в Кыргызстане, в ущелье Кегеты.
Стройную красавицу можно назвать не только очаровательной хозяйкой этих гор, но и смелой барышней. Ареал ее обитания – от 1,5 до 3 тысяч метров над уровнем моря. Она растет буквально на вертикальных склонах. Все дело в корневой системе. Если у обычных деревьев корни когда видят преграду, огибают ее, у ели тянь-шаньской характер таков, что она начинает пробивать себе путь под камнями, таким образом происходит своеобразное якорение. И только двух вещей боится это дерево: снежных лавин, которые очень часто валят деревья, и человека.
Питомник, в котором выращивают тянь-шаньскую ель, находится в Чуйском лесничестве. Несмотря на то, что его площадь 8 га, лесники уверяют, что каждое дерево под присмотром. Все друг друга знают, а если появляются непрошенные гости, их сразу выгоняют. Срубать деревья в питомнике строго запрещено. Разрешается только за его пределами и только после того, как они достигнут 50-летнего возраста. Считается, что такие исполины уже начинают мешать другим обитателям леса. Срубленное дерево идет, как правило, в производство. Ель обладает высококачественной древесиной, в коре дерева содержатся вещества, активно применяемые в кожевенном производстве для обработки кожи и меха. Они делают ее пластичной и прочной.
Нашим экскурсоводом был Султан Керимов, он проработал лесником почти 30 лет. Посадил десятки тысяч деревьев: среди них не только ель тянь-шаньская, а еще канадские колючие ели, сосны, пихта и березы. Но самой красивой он безоговорочно считает именно тянь-шаньскую ель. Своей пушистостью и формой она покорила не одно сердце. Периодически в питомник приезжают любители флоры даже из соседнего Казахстана. Закупаются красотой и уезжают обратно.
Зима – это время, когда деревья спят. Поэтому все, кто хочет наслаждаться зеленью ароматных иголок круглый год, должны успеть посадить дерево до первых теплых дней. Март это самая последняя попытка, да и то уже очень рискованная. В питомник вы приезжаете уже с разрешительным документом на выкопку. Его выдают в лесничестве, где необходимо оплатить ее стоимость. Ель от 1 метра строит всего 7-8 долларов. На елочных базарах не найти такого деревца дешевле 50 долларов. Перекупщики молодцы – ценят труд лесников! А вот где логика такого ценообразования в лесничестве, непонятно. Прежде чем отправиться на продажу, дерево растет почти 10 лет. Сначала из семени превращается во что-то похожее на ель в течение 2 лет. Потом проходит еще около 8 лет, пока оно достигнет метра. Все эти годы за ним ухаживают, поливают, пропалывают и в итоге продают за 7-8 долларов.
Так вот, что такое ель с комом. Вся философия в том, чтобы корневая система была во время пересадки в анабиозном состоянии. Когда начинаются морозы, дерево специально поливают водой, чтобы сковать землю. Выкапывать потом гораздо сложнее. У опытного сотрудника питомника на выкопку дерева с комом примерно 40 на 40 сантиметров уходит около 30 минут. Зато в корни никогда не попадет кислород, в течение нескольких дней оно может даже существовать без посадки. Спокойно копай себе и готовь лунку. Так за сезон в питомнике продается около 1000 елочек. Самое интересное, сезон никак не связан с новогодними праздниками. Мало пока кто знает и пользуется такими услугами – поставь ель дома, а потом посади в землю. Чаще за живой декорацией приезжают организации для озеленения своих территорий.
Весной и летом тянь-шаньская ель спокойно растет и крепчает. Осенью лесники отправляются на сбор шишек, из которых потом долго и скрупулезно будет выращиваться новое поколение мохнатых.
Интересно то, что в питомнике не пропадают даже те деревья, на которые напала какая-то нечисть и уничтожила их. Такие деревья спиливают и отправляют в специальную печь, построенную тут же. В небольшое отверстие кирпичного сооружения забирается человек, он выстраивает распиленные сосны вдоль стен и поджигает их. Прогорание длится примерно сутки, до тех пор, пока из древесины не перестанет идти дым. А потом мы покупаем в магазинах мясо и жарим вкусный шашлык на этом древесном угле.
Нагулявшись в питомнике несколько часов, мы направляемся пить чай в дом к нашему экскурсоводу. И по дороге видим очень необычное зрелище. В каждом огороде, что есть на улице, где живет Султан Керимов, тоже растут елки.
- Султан ака, почему даже в огородах елки растут?
- Они ими торгуют. Выкапывают и продают.
- Ну а тут что-то еще выращивают или нет?
- Картофель. Помидоры не дозревают.
- Погода тут не та?
- Прохладно, да. Помидоры не дозревают, картофель хорошо.
- Мне кажется, в Кыргызстане такое можно увидеть только здесь. Я первый раз вижу, чтобы елки в огородах росли.
- А это прибыльное дело?
- Посчитайте сами. Как договорятся продавать. Если по 1000 сомов продал (это примерно 12 долларов).
- Но она же пока до продажи дойдет, нужно ждать 5-6 лет.
- Больше…
- Вот.
- В общем, это такая инвестиция в будущее. Когда ты через 5 лет продашь.
- Может, внуки будут продавать.
- Если есть земля, почему бы ее не засадить, да?
- Да, конечно, зачем она будет пустовать. И красиво, и прибыльно!
- Мотайте на ус!
Большими площадями лесов Западная и Центральная Азия никогда не отличались. В Кыргызстане лес занимает вообще крошечную территорию – всего 5% от общей площади. И когда мы уже уезжали домой, я смотрела на мелькавшие в окне верхушки гор, обсыпанные еловыми лесами, и мне вдруг стало все понятно. тянь-шаньская ель выбрала нашу горную страну не случайно своим домом. Как будто знала, что места для лесов тут мало, так почему бы не ужиться с горами и не укрыть их своим мохнатым покровом. И получилось просто завораживающее зрелище.